3 апреля 2025 года в «ОПОРЕ России» представители разных отраслей экономики обменялись опытом по внедрению маркировки товаров и сформулировали общий перечень проблем. Об этом «Зооинформу» сообщил президент Национальной ассоциации зооиндустрии (НАЗ) Кирилл Дмитриев.

Основные проблемы внедрения маркировки
Среди ключевых трудностей, с которыми столкнулись отрасли после введения обязательной маркировки:
- крайне сжатые сроки на каждом этапе внедрения;
- отсутствие технических решений по агрегации;
- снижение скорости работы предприятий;
- рост издержек и, как следствие, себестоимости продукции.
Особенно заметно снизилась скорость процессов при переходе к поэкземплярному учёту. Наибольшие потери понесли микро- и малые предприятия. Бизнес также отметил полное отсутствие ответственности интеграторов за поставленное оборудование и дублирование новых маркировочных функций с уже действующими системами контроля, такими как «Меркурий» и ЕГАИС.
Предложения бизнеса по решению проблем
Для решения обозначенных проблем собравшиеся представители разных отраслей экономик предложили:
- усилить совместные действия бизнеса через «ОПОРУ России»;
- систематически информировать органы власти о дублировании функций маркировки товаров с существующими механизмами контроля;
- законодательно закрепить ответственность интеграторов за технические сбои;
- привязать сроки внедрения новых этапов маркировки к готовности и успешному тестированию технических решений.
Национальная ассоциация зооиндустрии предложила перенести обязательный вывод кормов для животных на кассе на полгода — до появления и тестирования решения по агрегации, которое пока отсутствует. Также предлагается признать влияние маркировки на рост цен и рассмотреть возможность перехода от поэкземплярного к партионному учёту, как это реализуется в эксперименте с молочной продукцией.
Необходимость диалога с государством
Бизнес настаивает на регулярных открытых обсуждениях вопросов маркировки товаров с участием Минпромторга и подготовке межотраслевого письма в правительство с конкретными данными о влиянии маркировки на деятельность компаний.
Кирилл Дмитриев подчеркнул, что конструктивный диалог бизнеса и власти критически важен для минимизации негативных последствий обязательной маркировки для всех участников рынка.
НАЗ продолжит обозначать серьёзные проблемы, возникающие при введении обязательной маркировки кормов и ветеринарных препаратов, и предлагать пути их решения.
Ранее, 17 марта, в Москве прошёл круглый стол «Рынок кормов для животных в России: вызовы, инновации и борьба с контрафактом», организованный Международной ассоциацией «Антиконтрафакт» совместно с Общественной палатой Российской Федерации. В нём приняли участие депутаты Госдумы, представители Россельхознадзора, Минпромторга, системы обязательной маркировки товаров «Честный знак, ветврачи, некоторые производители зоотоваров, а также Кирилл Дмитриев, президент Национальной ассоциации зооиндустрии. Об этом мероприятии мы рассказывали в материале Рынок кормов в РФ: на круглом столе обсудили проблемы производства, контрафакта и маркировки.
А о том, как 2025 году изменившаяся в 2025 году система налогообложения, дорогие кредиты и продолжающаяся маркировка товаров могут привести к сокращению мелкой розницы, уходу ряда компаний с рынка, увеличению цен на зоотовары, снижению темпов роста продаж и экспансии, размышлял Александр Колчин в статье Новые финансы и старые романсы с маркировкой.