Диагностика зуда крайне актуальна в работе практикующего ветеринарного врача, не только дерматолога, но и врача общей практики.
Клинические проявления зуда у кошек принято делить на четыре синдрома:
- милиарный дерматит;
- комплекс эозинофильной гранулёмы;
- симметричная самоиндуцированная (самовызванная) алопеция;
- зуд в области головы и шеи.
О дифференциальной диагностике последнего синдрома и пойдёт речь. Следует отметить, что ничто не мешает кошке с зудом предстать перед вами со смешанной клинической картиной из нескольких синдромов (например, с билатеральной алопецией и милиарным дерматитом или эозинофильной язвой в ротовой полости).
Этиология
Зудом и поражениями в области головы и шеи у кошек сопровождается множество заболеваний, которые можно, исходя из этиологии, разделить на шесть групп (очерёдность, в т.ч. внутри группы, обусловлена частотой встречаемости).
Эктопаразитозы: отодектоз, нотоэдроз, власоеды, хейлетиеллёз, демодекоз (особенно вызванный клещами Demodex gatoi), тромбикулёз.
Аллергии: блошиный аллергический дерматит, пищевая аллергия, аллергия на аэроаллергены внешней среды (атопия) (илл. 1, 1а), аллергия на укусы комаров.
Инфекции кожи: бактериальная инфекция, дрожжевая (малассезиозная) инфекция, дерматофитоз.
Вирусные дерматозы: герпес-вирусный дерматит, оспа.
Аутоиммунные дерматозы: листовидная пузырчатка.
Кожные опухоли: эпителиотропная кожная лимфома.
Илл. 1. На фото самоиндуцированные эрозии височной области у кота с атопическим дерматитом | Илл. 1а. Обширная алопеция и эрозии в области шеи у кота |
Отдельно, из-за невозможности причислить ни к одной из шести групп, необходимо упомянуть т.н. идиопатический фациальный дерматит персидских кошек (синдром «грязной морды»), который, скорее всего, связан с нарушениями процессов кератинизации в этой области и вторичными бактериальными и/или дрожжевыми инфекциями (илл. 2).
Не все из перечисленных заболеваний всегда и непременно сопровождаются зудом. Например, при дерматофитозе и кожной лимфоме зуд встречается нечасто. При хейлетиеллёзе, отодектозе и листовидной пузырчатке зуд тоже может отсутствовать или быть очень слабовыраженным.
Помимо этого, в список не вошли очень редкие дерматозы, встречающиеся в области головы и шеи, которые хоть и изредка, но тоже могут сопровождаться зудом, например, лекарственные реакции или плоскоклеточный рак кожи.
Илл. 2. Эритема и обильные тёмные выделения при фациальном дерматите персидских кошек |
Диагностика зуда — проверенный алгоритм
Любая диагностика начинается с анамнеза. Важно обратить внимание на следующие моменты.
Возраст. Котята и молодые кошки до года — зуд чаще всего связан с паразитами или дерматофитозом. Молодые кошки (от 1 до 4 лет) — пик появления первых симптомов аллергии. Старые кошки — выше риск возникновения кожной лимфомы и связанного с ней зуда.
Порода. Персидские кошки предрасположены к дерматофитозу и идиопатическому фациальному дерматиту.
Образ жизни. Групповое содержание, возможность уличного выгула, посещение выставок — факторы, повышающие риск заразных заболеваний (паразитозов, дерматофитоза и вирусных инфекций).
Сезонность. Аллергии на пыльцу и на укусы комаров присуща строго выраженная сезонность. Симптомы блошиной аллергии хотя и могут присутствовать круглогодично, часто выражены сильнее поздним летом и ранней осенью.
Заразность для других животных и человека. Зоонозами являются дерматофитоз и вирус оспы. Клещи Cheyletiella, Otodectes, Notoedres могут вызвать у человека временную зудящую сыпь, т. н. псевдочесотку. Блохи не являются видоспецифичными паразитами, не ограничиваются при выборе источника пищи только котами или собаками.
Клещи Notoedres, Demodex gatoi и власоеды заразны внутри вида, т. е. исключительно среди кошек. Клещи Cheyletiella и Otodectes могут паразитировать и на других животных, например на собаках.
Дерматофитоз передаётся многим животным.
Сопутствующие некожные симптомы. Неспецифические системные признаки заболевания, такие как лихорадка и угнетённость, могут говорить в пользу эпителиотропной лимфомы или вирусного заболевания. Нередко кошки с сильным зудом, например, аллергического происхождения, чувствуют себя подавленно и отказываются от еды. Приходилось встречаться с котами-аллергиками, которые прекращали ходить в свой лоток и справляли нужду в неположенных местах до тех пор, пока зуд не был взят под контроль.
Признаки заболевания верхних дыхательных путей — чихание, ринит, а также стоматит и конъюнктивит должны натолкнуть на мысль о возможной связи дерматита с герпес-вирусной инфекцией. Конъюнктивит, реже чихание и астматический кашель также могут сопутствовать аллергическому дерматиту.
Наличие рвоты и/или поноса, возможно, связано с пищевой непереносимостью/аллергией.
Предыдущее лечение и ответ на него. Прежде чем делать выводы об эффективности того или иного лечения, следует выяснить дозы, кратность и длительность использования препаратов, а также правильность их использования, например, корректность нанесения спот-онов. Плюс, если речь идёт о лечении заразных дерматозов, особенно тех, при которых возможно асимптоматическое носительство (дерматофитоз, отодектоз, блохи), — важно знать, получали ли лечение все животные, находящиеся в контакте с больным.
Если говорить о глюкокортикостероидах (ГКС) как наиболее частой группе препаратов, используемой при зуде, то быстрый и хороший ответ на ГКС, скорее всего, свидетельствует об аллергическом дерматите, плохой/недостаточный ответ на противовоспалительные дозы ГКС может говорить о паразитозах, аутоиммунном заболевании и, к сожалению, не исключает сильно выраженного аллергического дерматита.
Клиническое ухудшение при использовании ГКС наблюдается при дерматофитозе, вирусных дерматозах.
Только после сбора детального анамнеза приступают к осмотру кошки.
Если зуд и поражения локализуются исключительно в области головы и шеи, то наиболее вероятными будут следующие диагнозы: отодектоз, нотоэдроз, тромбикулёз, герпес-вирусный дерматит, идиопатический фасциальный дерматит персидских кошек, аллергия на укусы комаров, пищевая аллергия, аллергия на аэроаллергены внешней среды (атопия).
Односторонние и/или несимметричные поражения более характерны для дерматофитоза (илл. 4), демодекоза (особенно вызванного D. cati), кожной лимфомы.
Всегда билатеральны и симметричны изменения при листовидной пузырчатке и идиопатическом фасциальном дерматите.
Поражения на слизистой ротовой полости могут наблюдаться при герпес-вирусном дерматите, эпителиотропной лимфоме, аллергическом дерматите (илл. 5) и реже — оспе.
Поражения спинки/мочки носа встречаются не так уж часто и характерны для листовидной пузырчатки (илл. 6), герпес-вирусного дерматита (илл. 7, любезно предоставлено Candace Sousa) и аллергии на укусы комаров (илл. 8).
Изменениями на ушных раковинах могут сопровождаться пузырчатка, аллергические дерматиты, нотоэдроз (илл. 9), отодектоз, тромбикулёз и дерматофитоз.
Непосредственно ушной канал бывает поражён при отодектозе, пищевой аллергии и атопии.
Если помимо области головы и шеи поражена, например, область спины и поясницы, то подозрение должно в первую очередь пасть на блошиную аллергию или хейлетиеллёз. Если у кошки одновременно присутствует паронихия, следует думать о пузырчатке.
Обратите внимание и на характер поражений, в том числе, возможно, присутствующих на других частях тела.
Пустулы — характерный признак листовидной пузырчатки и практически не встречаются при кошачьей пиодермии. Милиарным дерматитом чаще проявляется блошиная аллергия, хотя он встречается и при других видах аллергии, а также при дерматофитозе. Комплекс эозинофильной гранулёмы в первую очередь характерен для аллергических реакций (исключение — аллергия на укусы комаров). Симметричными обширными алопециями из-за вылизывания сопровождаются аллергические дерматиты (исключение — аллергия на укусы комаров), демодекоз, вызванный Demodex gatoi (илл. 10), и хейлетиеллёз.
Илл. 9. На фото обильные, плотно прилегающие к коже ушной раковины корочки при нотоэдрозе | Илл. 10. Кошка с обширной симметричной самовызванной алопецией, связанной с клещами Demodex gatoi |
После сбора анамнеза и осмотра кошки составьте список наиболее вероятных дифференциальных диагнозов и выберите диагностические мероприятия для их подтверждения или исключения.
Следующие тесты служат в основном для диагностики паразитарных дерматитов (в т. ч. блох и блошиной аллергии) и кожных инфекций.
Вычёсывание шерсти частым гребнем используется для обнаружения блох или блошиных испражнений, а также власоедов, клещей Cheyletiella.
Тест клейкой лентой полезен для обнаружения поверхностных паразитов, таких как Cheyletiella, Demodex gatoi, Trombicula и власоеды.
Микроскопическое исследование ушной серы проводят для обнаружения клещей Otodectes cynotis и Demodex.
Соскоб кожи используется для обнаружения клещей Demodex spp., Cheyletiella spp., Notoedres cati, личинок Trombicula, а кроме того, спор дерматофитов. Клещей Demodex cati и Notoedres cati легко обнаружить, и если они не найдены при правильно проведённом соскобе, этот диагноз исключается. Клещей Cheyletiella и Demodex gatoi не всегда легко найти, особенно если речь идёт о кошке, которая активно себя вылизывает. Эти паразитозы, а также дерматофитоз не могут быть исключены даже при отрицательном результате соскоба.
Трихограмма выполняется для обнаружения спор и гифов дерматофитов, яиц паразитов на стержне волоса (Cheyletiella, власоеды Felicola subrostrata), клещей Demodex cati. Обломанные кончики волос подтвердят ваши подозрения о зуде и самовызванной алопеции.
Исследование лампой Вуда служит для обнаружения характерного свечения продуктов жизнедеятельности грибка Microsporum canis. Отрицательный результат не исключает микроспории, так как только 50% штаммов M. canis дают характерную диагностическую флюоресценцию.
Грибковая культура — наиболее достоверный метод идентификации дерматофитов.
Цитологическое исследование необходимо, в первую очередь, для обнаружения вторичной бактериальной и дрожжевой инфекции. Наличие акантолитических клеток и отсутствие бактерий при гнойном процессе свидетельствует в пользу листовидной пузырчатки. Обилие эозинофилов в воспалительном инфильтрате характерно для кошек и не всегда является признаком именно аллергической реакции (характерно и для герпес-вирусного дерматита).
Пробное лечение проводится при подозрении на блошиную аллергию, хейлетиеллёз или демодекоз, вызванный Demodex gatoi.
Для диагностики аллергических дерматитов используются:
Исключающая (элиминирующая) диета — единственный на сегодняшний день достоверный тест для диагностики пищевой аллергии;
Кожная аллергопроба (in vivo) и серологический тест на аллерген-специфические IgE (in vitro) необходимы для определения причинных аллергенов при клинически доказанном атопическом дерматите, когда паразиты, инфекции и пищевая аллергия уже исключены. Основная цель этих тестов — определиться с выбором аллергенов для аллерговакцины (иммунотерапии). Кроме этого, редко, но они могут быть востребованы для диагностики аллергического дерматита, возникшего на укусы блох или комаров. В силу того что кожный тест у кошек зачастую сложен для интерпретации, серологическая аллергопроба используется у них чаще.
Тесты, которые при диагностике зуда используются редко, но могут быть единственной возможностью определиться с окончательным диагнозом: биопсия кожи (диагностика листовидной пузырчатки, эпителиотропной лимфомы и вирусных дерматозов) и полимеразная цепная реакция, применяемая для обнаружения ДНК вируса оспы и герпес-вируса в поражённой коже.
Список литературы
- A practical guide to feline dermatology, E. Guaguere, P. Prelaud, Merial Edition, 1999.
- Muller and Kirk’s Small Animal Dermatology, 6th Ed. Scott DW, Miller WH, and Griffin CE. WB Saunders, 2001.
СВМ № 3/2012
Вам также может быть интересна:
Zudanet дерматологическая конференция
Статьи по теме: