Поиск

Интоксикация марихуаной у кошки

Интоксикация у кошки дымом марихуаны
Интоксикация у кошки из-за вдыхания дыма каннабиса

 Agnieszka Janeczek1, Marcin Zawadzki2, Pawel Szpot2 and Artur Niedzwiedz3
1 «Cztery apy i Ty» Veterinary Clinic, Wysoka, Poland.
2 Department of Forensic Medicine, Wroclaw Medical University, Wrocaw, Poland.
3 Department of Internal Diseases with Clinic for Horses, Dogs and Cats, Wroclaw University of Environmental and Life Sciences, Wrocaw, Poland.

Введение

Каннабис, или марихуана (из конопли Cannabis sativa и C. indica) — один из наиболее распространённых незаконных наркотиков. Смолу и масло каннабиса извлекают из конопли. Индийский каннабис содержит около 70 алкалоидов, из которых наиболее сильным психоактивным веществом является дельта-9-тетрагидроканнабинол (дельта-9-ТГК). Концентрация дельта-9-ТГК в растительном сырье зависит от части растения и от условий культивирования. Концентрация дельта-9-ТГК в высушенном растении составляет 12%, но при курении не более 20% передаётся в дым [1]. Смола каннабиса содержит приблизительно 10% дельта-9-ТГК, в то время как масло каннабиса (масло гашиша) содержит около 20% [2]. Отравление животных происходит редко и чаще всего бывает случайным. Эпизодически может иметь место преднамеренный контакт животного с марихуаной. По данным US Animal Poison Control Center (https://www.aspca.org/), отравление марихуаной чаще всего бывает у собак (96%). Реже случается интоксикация у кошек (3%), но также может спорадически встречаться у других видов.

Наиболее распространённой причиной интоксикации является ошибочное употребление продуктов каннабиса, а также вторичная интоксикация путём воздействия дыма марихуаны («пассивное курение»). Самая популярная форма каннабиса, которую могут поедать также домашние животные, — так называемые «hash cookies», кулинарные изделия, приготовленные с масляным экстрактом конопли. Части растения помещают в масло, ТГК хорошо жирорастворим и экстрагируется в жир, достигая в нём высоких концентраций [2]. Такой масляный экстракт конопли, содержащий ТГК с различными примесями, человек сознательно использует при изготовлении кондитерских изделий.

В этом исследовании описан клинический случай отравления кошки марихуаной. В исследовании представлена клиническая картина, а также результаты токсикологических тестов крови пациента, которые однозначно подтвердили его интоксикацию дельта-9-ТГК.

Интоксикация у кошки из-за марихуаны: описание случая  

Шестилетняя кошка персидской породы была доставлена в ветеринарную клинику «Cztery apy i Ty» (Польша) из-за сильного психомоторного возбуждения, переходящего в агрессию. Интоксикация кошки не была распознана. Владелица описала животное как «рассеянное», дезориентированное, не реагирующее, когда его зовут и ведущее себя «странно». Кошка бесцельно ходила кругами, пыталась запрыгнуть в недоступные места, обежала комнату, затем спряталась и напала на людей. Такое поведение сопровождалось громким мяуканьем и шипением. Владелица заметила, что перед эпизодами агрессии у кошки были расширены зрачки, которые, по её мнению, выражали «сильный страх». Питомец демонстрировал повышенную жажду, полиурию, приступы обжорства, смешанные с периодами неадекватности. Во время приступов животное не могло есть или пить. По словам владелицы, поведение животного вызывает у членов страх, после того как оно их покусало и поцарапало во время приступа. Периоды возбуждения и агрессии чередовались с периодами нормального поведения.

Когда у кошки появилась гиперсаливация, чихание и неспособность глотать, хозяйка обратилась за ветеринарной помощью. Питомец был подвергнут клиническому осмотру, а затем госпитализирован на три недели. Клинический анализ крови и основные биохимические параметры крови находились в пределах нормы.

В течение 15-дневного периода госпитализации кошка также была подвергнута клиническому наблюдению из-за подозрения на бешенство, но бешенство было окончательно исключено. Во время госпитализации кошка вела себя нормально и не имела приступов нежелательного поведения. Затем кошку вернули домой.

После возвращения кошки из клиники, владелица оставила её на три недели со своим партнёром. Когда она вернулась, симптомы возбуждения и агрессии и приступы у кошки наличествовали снова, но были более частыми и сильными. Суточный ритм кошки также изменился — она в основном была возбуждена ночью.

Снова обратились в ветклинику. Первоначально кошка была спокойной во время клинического обследования, которое включало забор крови. Общее состояние было хорошим. Дыхание, пульс и ректальная температура были нормальными. Слизистая оболочка была розовой и влажной, а лимфатические узлы нормального размера. Брюшная полость была мягкой и безболезненной при пальпации, и у пациента не было никаких неврологических аномалий, за исключением симметричного мидриаза и отёка склеры. Но во время консультации поведение кошки диаметрально изменилось. Чередовались периоды возбуждения и апатии, длившиеся несколько минут. Во время волнения питомец прыгал на мебель, интенсивно исследовал помещение, наступил в чашу для воды. В тихий период кошка сидела в одном месте, глядя в одну точку и слабо реагируя на внешние раздражители (главным образом вокальные, подаваемые хозяйкой).

В результате расспросов выяснилось, что агрессивное поведение началось после более длительного, по крайней мере, на пару дней, отсутствия владелицы, когда её партнёр заботился о кошке. Ветеринарный врач попросил владелицу связаться с этим человеком, чтобы определить возможные причины состояния здоровья. Оказалось, что партнёр был зависимым от марихуаны. Он признался, что курил марихуану, пока владелица животного отсутствовала, и «в шутку» выдыхал дым питомцу прямо в морду, что послужило причиной интоксикации у кошки.

Животному вводили изотонический раствор NaCl 2,5 и 2,5% раствор глюкозы (Fresenius Kabi Polska Sp. Zoo, Варшава, Польша) парентерально в дозе 40 мл / кг / день в течение двух дней и госпитализировали для наблюдения. Во время 48-часовой госпитализации было два периода возбуждения и агрессии. Седативные препараты не применялись, так как приступы продолжались менее нескольких минут.

Кровь была взята на токсикологический анализ. Для скрининга опиатов, каннабиноидов, бензодиазепинов, амфетаминов и их производных, а также кокаина использовали иммуноферментный анализ (ИФА, англ. ELISA). Для каннабиноидов наблюдался положительный результат. Вследствие этого дальнейшие проверки и количественные испытания проводились с использованием газовой хроматографии тандемной масс-спектрометрии (ГХ-МС) (газовый хроматограф: Aglient Technologies 6890N, Santa Clara, CA, США, масс-спектрометр Aglient Technologies 5975B Santa Clara, CA, США) , Анализ крови показал наличие дельта-9-ТГК до 5,5 нг/мл, 11-гидрокси-дельта-9-ТГК в концентрации 1,2 нг/мл и 11-карбокси-дельта-9-ТГК в концентрации 13,8 нг/мл.

Принимая во внимание клинические признаки, а также результаты токсикологических тестов, интоксикация марихуаной была диагностирована как причина болезни кошки. Животное было возвращено его владелице с рекомендацией изолировать животное от дыма марихуаны.

Обсуждение и выводы

О токсикокинетике дельта-9-ТГК у кошек пока нет сообщений. У людей и лабораторных животных метаболизм дельта-9-ТГК в основном зависит от пути воздействия. После ингаляции концентрация ТГК быстро увеличивается в крови, достигая максимальной концентрации в течение пары минут. При приёме марихуаны внутрь поглощение дельта-9-ТГК происходит медленнее, а максимальный пик концентрации в крови достигается через 30–60 мин после приёма. Дельта-9-ТГК быстро метаболизируется печенью, заменяется на 11-гидрокси-дельта-9-ТГК и затем окисляется до 11-карбокси-дельта-9-ТГК. Существуют и другие метаболиты дельта-9-ТГК, но THC-OH и THC-COOH являются ключевыми каннабиноидами, используемыми при диагностике интоксикации марихуаной у людей [1].

Хотя были проведены исследования по неврологическим заболеваниям [3,4], ингибированию кашлевого рефлекса [5] или гипотермии [6], связанным с приёмом дельта-9-ТГК у кошек, мало известно о метаболизме марихуаны у кошачьих. Мы обнаружили, что метаболизм дельта-9-ТГК у кошек, похоже, подобен метаболизму у людей, так как образуются одни и те же основные метаболиты. У собак 8-гидрокси-дельта-9-ТГК образуется в дополнение к 11-гидрокси-дельта-9-ТГК и 11-карбокси-дельта-9-ТГК в процессе -окисления [7]. Однако мы не оценивали этот метаболит, и остаётся неясным, образуется ли он у кошек. Тест ELISA, используемый для обнаружения ТГК у людей, также хорошо работает у кошек.

Минимальная токсическая или летальная доза дельта-9-ТГК для кошки неизвестна. У собак эта доза должна превышать 3 г/кг при пероральном введении [8], и она в 1000 раз выше дозы, вызывающей поведенческие расстройства [2].

Клинические признаки интоксикации у кошек, вызванные дельта-9-ТГК, отличаются от таковых у людей и включают нарушения сознания. Возможны такие проявления, как кома, судороги, атаксия, депрессия или возбуждение, тревога, вокализация, гиперсаливация, диарея и рвота, брадикардия или тахикардия, гипотермия и мидриаз [2].

Клинические признаки интоксикации марихуаны у собак были сообщены Janczyk et al. [9], но аналогичных исследований среди кошек нет. 99% пациентов-собак обнаруживают признаки неврологических расстройств, а у 30% есть симптомы, связанные с пищевым трактом. Другие исследования показывают, что основными симптомами дельта-9-THC-интоксикации у собак являются мидриаз, недержание мочи и гиперестезия [7]. В нашем исследовании клинические данные были аналогичны таковым у собак, хотя поведенческие расстройства (агрессия, дезориентация), неврологические расстройства (мидриаз, нарушения координации движения) и нарушения пищевого тракта (гиперсаливация, обжорство и повышенная жажда) были самыми заметными. Снижение артериального давления, брадикардия или снижение частоты дыхательных движений, о которых ранее сообщалось [10], в нашем случае не наблюдалось. Это может быть связано с путём воздействия, так как он влияет на клиническое проявление интоксикации [11].

Кошки могут быть предрасположены к развитию интоксикации марихуаной или рака рта и лимфатических узлов из-за вторичного воздействия табака [12]. Когда они ухаживают за собой, то слизывают токсины или канцерогены, которые накапливаются на их меху. Из-за этого естественного поведения слизистая оболочка полости рта подвергается действию канцерогенов, вызывающим рак, и это может усиливать пагубные последствия пассивного курения [12]. Кроме того, в случае преднамеренного воздействия на домашних животных токсичными веществами владелец, а также ветеринар должны рассмотреть вопрос о передаче сведений соответствующим службам.

Увеличилось число стран, разрешающих законное использование марихуаны для медицинских целей. Кроме того, некоторые владельцы домашних животных считают, что марихуана является безопасным стимулятором и курят её дома в присутствии своих питомцев. Этот случай показывает, что симптомы дельта-9-THC-интоксикации неспецифичны и могут напоминать опьянение другими веществами. Целесообразно, чтобы присутствующий ветеринар рассматривал токсикологические тесты и рассматривал различные причины неврологической дисфункции, вне стандартных причин, чтобы диагностировать и лечить такие случаи.

Наша статья — первая лабораторно подтверждённая публикация случая интоксикации кошки дельта-9-ТГК с описанием клинических признаков. Скрининг-тесты для использования у людей оказались полезными и для животных.

Вклад авторов. AJ осмотрел животное и описал клинические данные. PS и MZ провели токсикологический анализ образцов и составили раздел материалов и методов для токсикологического анализа. AN и AJ контролировали лечение животного и проводили профессиональную дискуссию по этому случаю, критически пересматривали рукопись и добавляли окончательные исправления. Все авторы участвовали в написании рукописи. Все авторы прочитали и утвердили окончательную рукопись.

Конкурирующие интересы. Авторы заявляют, что у них нет конкурирующих интересов.

Доступность данных и материалов. Все данные, полученные или проанализированные в ходе этого исследования, включены в опубликованную статью.

Этическое одобрение. Диагностические и лечебные мероприятия проводились в соответствии с должной ветеринарной практикой и польскими ветеринарными правилами.

Финансирование. Это исследование было поддержано уставными фондами исследований, выделенными в Департаменте внутренних болезней с клиниками для лошадей, собак и кошек; Вроцлавским университетом экологических наук и наук о жизни, и уставными исследовательскими фондами, выделенными кафедре и отделу судебной медицины Вроцлавского медицинского университета.

Литература

  1. Moffat AC, Osselton MD, Widdop B. Clarke’s analysis of drugs and poisons. 4th ed. London: Pharmaceutical Press; 2011. p. 1033–5.
  2. Peterson ME, Talcott PA. Marijuana. In: Peterson ME, Talcott PA, editors. Small animal toxicology. 3rd ed. St. Louis: Elsevier Inc.; 2012. p. 321–3.
  3. Feeney DM, Wagner HR, McNamara MC, Weiss G. Effects of tetrahydrocannabinol on hippocampal evoked after discharges in cats. Exp Neurol. 1973;41:357–65.
  4. Wilkison DM, Pontzer N, Hosko MJ. Slowing of cortical somatosensory evoked activity by delta 9-tetrahydrocannabinol and dimethylheptylpyran in alpha-chloralose-anesthetized cats. Neuropharmacology. 1982;21:705–9.
  5. Gordon R, Gordon RJ, Sofia D. Antitussive activity of some naturally occurring cannabinoids in anesthetized cats. Eur J Pharmacol. 1976;35:309–13.
  6. Schmeling WT, Hosko MJ. Hypothermic effects of intraventricular and intravenous administration of cannabinoids in intact and brainstem transected cats. Neuropharmacology. 1980;19:567–73.
  7. Meola SD, Tearney CC, Haas SA, Hackett TB, Mazzaferro EM. Evaluation of trends in marijuana toxicosis in dogs living in a state with legalized medical marijuana: 125 dogs (2005–2010). J Vet Emerg Crit Care. 2012;22:690–6.
  8. Thompson GR, Rosenkrantz H, Schaeppi UH, Braude MC. Comparison of acute oral toxicity of cannabinoids in rats, dogs and monkeys. Toxicol Appl Pharmacol. 1973;25:363–72.
  9. Janczyk P, Donaldson CW, Gwaltney S. Two hundred and thirteen cases of marijuana toxicoses in dogs. Vet Hum Toxicol. 2004;46:19–21.
  10. Graham JD, Li DM. Cardiovascular and respiratory effects of cannabis in cat and rat. Br J Pharmacol. 1973;49:1–10.
  11. Fitzgerald KT, Bronstein AC, Newquist KL. Marijuana poisoning. Top Comp Anim Med. 2013;28:8–12.
  12. Bertone ER, Snyder LA, Moore AS. Environmental tobacco smoke and risk of malignant lymphoma in pet cats. Am J Epidemiol. 2002;156:268–73.

  

Источник: Acta Veterinaria Scandinavica 2018 60:44. This article is distributed under the terms of the Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided you give appropriate credit to the original author(s) and the source, provide a link to the Creative Commons license, and indicate if changes were made.

 

СВМ № 1/2019