О диагностической ценности артефакта эхоакустической тени для определения плотности конкрементов в мочевом и жёлчном пузырях при проведении УЗИ мелких домашних животных для выбора тактики лечения мочекаменной и жёлчнокаменной болезней


Елена Бушарова, ветеринарный врач, специалист ЗАО «ТЕХНО-МЕД ЛО». E-mail: elena-busharova@yandex.ru
Юлия Бушарова, студентка ФГБОУ ВО СПбГУВМ, специалист ЗАО «ТЕХНО-МЕД ЛО». E-mail: bushik.dog@yandex.ru
Аннотация. Целью данной работы являлось исследование зависимости методов лечения уроцистолитиаза и холецистолитиаза мелких домашних животных от плотности конкремента. Визуальное определение плотности конкремента, в свою очередь, зависит от положения эхоакустической тени на сонограмме. Представлено 66 клинических случаев уроцистолитиаза и холецистолитиаза мелких домашних животных с момента постановки диагноза с помощью ультразвукового сканирования и подтверждения его рентгенологическим исследованием до результатов лечения. Тактика лечения этих заболеваний зависела от плотности конкрементов, соответственно, правильная интерпретация положения эхоакустической тени при сонографии являлась важной составляющей диагностики. В статье показана связь между положением эхоакустической тени и плотностью конкремента. Сонография являлась лидирующим методом диагностики уроцистолитиаза и холецистолитиаза. Конкременты низкой плотности (41 случай) хорошо поддавались терапевтическому лечению у всех видов животных, терапия включала медикаментозное лечение, диетотерапию. Конкременты средней плотности (15 случаев) в зависимости от своих размеров, динамики и здоровья животного подвергались лечению терапевтически (9 случаев) или хирургически (6 случаев). Конкременты высокой плотности (9 случаев) были удалены хирургическим путём у всех животных. Определение плотности конкрементов обеспечивало более точный подбор лечения, вероятность выздоровления приближалась к 100%.
Ключевые слова: конкремент, УЗИ, плотность, артефакт эхоакустической тени, лечение.
Введение
Диагностические возможности ветеринарного врача с каждым годом расширяются. УЗИ животных (ультразвуковое исследование) является рутинным методом исследования в современной ветеринарной практике, в том числе при диагностике и выборе тактики лечения холецистолитиаза и уроцистолитиаза (жёлчнокаменной и мочекаменной болезней). На сканах конкременты визуализируются как эхогенные объекты в полости мочевого (жёлчного) пузыря. Визуально истинная эхоакустическая тень проявляется отсутствием изображения под объектом с высокой отражающей способностью. Этот артефакт является клинически полезным. Чем выше отражающая способность объекта, которая напрямую связана с его плотностью, тем выше расположена истинная эхоакустическая тень. Тень от объектов с очень высокой отражающей способностью продуцируется уже верхними слоями и практически полностью закрывает объект.
![]() ![]() |
Рис. 1. Зависимость топографического положения эхоакустической тени от плотности конкремента на УЗИ животных. А — конкремент низкой плотности, тень расположена под конкрементом; Б — конкремент средней плотности, тень продуцируется средними слоями конкремента; В — конкремент высокой плотности. Тень продуцируется верхними слоями конкремента |
![]() ![]() |
Рис. 2. На рентгеновском снимке представлены конкременты различного химического состава, имеющие одинаковую плотность |
Исходя из этого, конкременты можно классифицировать.
1. Низкой плотности (отражающей способности) — эхоакустическая тень не закрывает конкремент и визуализируется под ним (конкремент «лежит» на дистальной стенке мочевого/жёлчного пузыря).
2. Средней плотности (отражающей способности) — эхоакустическая тень частично закрывает собой конкремент (конкремент визуально «возвышается» над стенкой, не соприкасается с ней).
3. Высокой плотности (отражающей способности) — эхоакустическая тень почти полностью закрывает конкремент (конкремент визуализируется в виде гиперэхогенной полосы, «шапочки», в полости органа).
Рентгенологическое исследование помогает выявить факт наличия конкремента (если конкремент является рентгеноконтрастным — как, например, производное солей неорганических кислот), но не позволяет оценить его плотность.
Отдельно можно выделить микролиты — конкременты размером менее 1–2 мм, тень от которых «гасится» периферическим эхоакустическим усилением от мочевого/жёлчного пузыря. Их плотность с помощью УЗИ животных оценить невозможно.
При лечении уроцистолитиаза и холецистолитиаза должна учитываться не только плотность, но и размеры конкрементов, состояние здоровья пациента, его возраст, финансовые возможности владельцев.
Целью данной работы являлось исследование зависимости методов лечения уроцистолитиаза и холецистолитиаза мелких домашних животных от плотности конкремента, которая определялась по топографическому положению эхоакустической тени при ультразвуковом исследовании.
![]() ![]() |
Рис. 3. На скане, выполненном линейным датчиком с частотой 10 МГц, хорошо визуализируется мелкий гиперэхогенный объект в анэхогенной полости мочевого пузыря. Этот объект не продуцирует никаких артефактов, однако с помощью клинического анализа мочи пациенту был поставлен диагноз «уроцистолитиаз» |
Материалы и методы
Исследование, посвященное УЗИ животных и определению тактик лечения мочекаменной и жёлчнокаменной болезней, проведено на базе ветеринарной клиники
ООО «Институт ветеринарной биологии» и Центра научно-внедренческой и контрольно-методический работы. Использованы аппараты ультразвуковой диагностики HITACHI ARIETTA 60, MINDRAY DC-7, РACKAH ЭТС-Д-05В и рентгеновский аппарат Porta 100 с CR-системой AGFA.
Проанализированы истории болезни 66 животных:
— 22 кошки с уроцистолитиазом;
— 15 кошек с холецистолитиазом;
— 18 собак с уроцистолитиазом;
— 7 собак с холецистолитиазом;
— 3 морские свинки с уроцистолитиазом;
— 1 кролик с уроцистолитиазом.
Измерение размера конкрементов производилось перпендикулярно направлению ультразвукового луча, поскольку адекватная оценка размера конкремента вдоль луча невозможна ввиду артефакта сжатия [1, 2].
УЗИ животных: результаты
Кошки с уроцистолитиазом (n=22)
— На УЗИ у 13 кошек были обнаружены конкременты низкой плотности (размеры 2–24,5 мм). Лечение было терапевтическим в 100% случаев, включая коррекцию рациона. Положительная динамика прослеживалась в дальнейшем у 7 кошек (53,8%), полное выздоровление было достигнуто у 6 кошек (46,2%).
— На УЗИ у 6 кошек были обнаружены конкременты средней плотности (размеры 2–26,4 мм). У 2 кошек конкременты были удалены хирургически (33,3%). У 4 кошек удалось добиться частичного или полного растворения конкрементов при помощи диетотерапии и медикаментозного лечения (66,6%).
— На УЗИ у 3 кошек были обнаружены конкременты высокой плотности (размеры 9,6–37,8 мм). Лечение в 100% случаев было хирургическим.
![]() ![]() |
Рис. 4. Конкремент низкой плотности в полости мочевого пузыря у кота |
![]() ![]() |
Рис. 5. Мочевой пузырь предыдущего пациента. Скан выполнен после успешного терапевтического лечения. Конкремент не визуализируется |
Кошки с холецистолитиазом (n=15)
— На УЗИ у 11 кошек были обнаружены конкременты низкой плотности (размеры 2–5 мм). Лечение было терапевтическим в 100% случаев, включая коррекцию рациона. Положительная динамика прослеживалась в дальнейшем у 8 кошек (72,8%), полное выздоровление было достигнуто у 3 кошек (27,3%).
— На УЗИ у 1 кошки был обнаружен конкремент средней плотности размером 25 мм, который был удалён хирургически.
— На УЗИ у 3 кошек были обнаружены конкременты высокой плотности (размеры 5, 9, 12 мм). Лечение в 100% случаев было хирургическим.
![]() ![]() |
Рис. 6. Конкременты высокой плотности в полости жёлчного пузыря у кошки |
![]() ![]() |
Рис. 7. Рентгеновский снимок предыдущего пациента, выполненный в латеральной проекции лёжа. На снимке хорошо визуализируются конкременты в жёлчном пузыре |
![]() ![]() |
Рис. 8. Конкременты предыдущего пациента после их хирургического удаления. Макропрепарат |
Собаки с уроцистолитиазом (n=18)
— На УЗИ у 12 собак были обнаружены конкременты низкой плотности (размеры 3–10 мм). Лечение было терапевтическим в 100% случаев, включая коррекцию рациона. Положительная динамика прослеживалась в дальнейшем у 9 собак (75%), полное выздоровление было достигнуто у 2 собак (16,6%), отрицательная динамика — у 1 собаки (8,4%).
— На УЗИ у 4 собак были обнаружены конкременты средней плотности (размеры 5–16 мм). Лечение у всех началось терапевтически, но у 1 собаки была отрицательная динамика, и конкремент удалили хирургически (75% и 25%).
— На УЗИ у 1 собаки был обнаружен конкремент высокой плотности размером 48 мм. Лечение было хирургическим.
![]() ![]() |
Рис. 9. Конкременты высокой плотности в полости мочевого пузыря собаки |
![]() ![]() |
Рис. 10. Рентгеновский снимок предыдущего пациента, выполненный в латеральной проекции лёжа. На снимке хорошо визуализируются конкременты в полости мочевого пузыря |
![]() ![]() |
Рис. 11. Те же конкременты после их хирургического удаления |
Собаки с холецистолитиазом (n=7)
— На УЗИ у 3 собак были обнаружены конкременты низкой плотности (размеры 2,5–21 мм). Терапевтическое лечение было успешным в 100% случаев.
— На УЗИ у 3 собак были обнаружены конкременты средней плотности (размеры 3–26 мм). Терапевтическое лечение было у 1 собаки, у 2 собак лечение было хирургическим.
— На УЗИ у 1 собаки был обнаружен конкремент размером 35 мм, который был удалён хирургическим путём.
Морские свинки с уроцистолитиазом (n=3)
У всех свинок были случайно обнаружены конкременты размером 2,5–4,5 мм низкой (2 гол.) и средней плотности (1 гол.). Лечение в 100% случаев было терапевтическим.
Кролик с уроцистолитиазом (n=1)
На УЗИ у животного был обнаружен конкремент высокой плотности (размер 20×13 мм), который был удалён хирургически.
Выводы
— УЗИ животных являлось лидирующим методом диагностики уроцистолитиаза/холецистолитиаза.
— УЗИ животных позволяет выбрать тактику лечения уроцистолитиаза/холецистолитиаза.
— Артефакт истинной эхоакустической тени позволяет оценить плотность конкрементов.
— Конкременты низкой плотности хорошо поддавались терапевтическому лечению с подбором диеты.
— Конкременты средней плотности в зависимости от размеров, динамики, здоровья животного и финансового состояния владельцев подвергались терапевтическому или хирургическому лечению.
— Конкременты высокой плотности поддавались только хирургическому лечению.
Литература
1. Богданович Б.Б., Гольцев М.В. Физические артефакты в ультразвуковой диагностике и их клиническое значение // Военная медицина. 2008. № 1 (6). С. 32–34.
2. Бушарова Е.В. К вопросу о помехах и артефактах при проведении ультразвуковых исследований у собак и кошек // Ветеринарная практика. 2008. № 3 (42). С. 130–138.
3. Бушарова Е.В. Ультразвуковое и рентгенологическое исследование брюшной полости мелких домашних животных /
Е.В. Бушарова; под ред. канд. биол. наук И.В. Чуваева. С-Пб.:
Институт ветеринарной биологии, 2016. 760 с.
СВМ № 1/2021