Поиск

Обзор новостей 22-го конгресса Европейского общества ветеринарной и сравнительной диетологии животных

 

ESVCN, 6–8 сентября, LMU, Мюнхен

 

Анна Линёва
Кафедра кормления ветеринарного факультета LMU (Университет Людвига-Максимиллиана, Мюнхен), резидент ECVCN

 

 

Ежегодный конгресс ESVCN, проводящийся уже свыше 20 лет в разных странах Европы, состоялся в этом году 6–8 сентября в Мюнхене. Ключевой темой прошедшего конгресса был фосфор в кормлении животных, аспекты его безопасности и роль в развитии патологий почек и сердечно-сосудистой системы. Приглашённый лектор O.M. Gutierrez рассказал об исследованиях фосфора в питании человека и взаимосвязи типа диеты с теми же заболеваниями. Диетический фосфор является предметом исследований кафедры кормления LMU, и поскольку тема эта весьма обширна, она будет рассмотрена в отдельном обзоре.

Второй приглашённый лектор, Wolf E., докладывал о достижениях по выведению трансгенных линий свиней как моделей для исследования диабета 2-го типа. У этих животных, как и у пациентов с диабетом 2-го типа, нарушено действие инкретинов — гормонов, синтезируемых в кишечнике и стимулирующих секрецию инсулина. Создание такой модели даёт уникальную возможность поиска биомаркеров в предиабетическом периоде и изучения терапевтических стратегий.

 

Секция «Энергия»

Kieler et al. провели исследования на кошках с ожирением, показавшие, что использование эксенатида — препарата, аналогичного глюкагоноподобному пептиду 1 (ГПП-1), влияет на кишечную микрофлору и может способствовать снижению веса. Это исследование показывает, что механизмы взаимодействия кишечной микрофлоры с макроорганизмом схожи у многих видов животных и человека. Дальнейшие исследования могут открыть новые перспективы лечения ожирения у кошек.

 

Секция «Физиология»

Ранее была показана связь высокого содержания крахмала и гидроксипролина с повышенным выведением почками оксалата. Снижение концентрации мочи за счёт повышения диетического натрия используется для профилактики уролитов. Однако высокий уровень натрия может привести к повышенному выведению кальция. Mendonca et al. проверили эти данные в опыте с разными диетами для кошек, подтвердив, что повышение уровня крахмала и гидроксипролина может приводить к повышению концентрации оксалатов в моче у кошек. Высокий уровень натрия в диете приводит к повышению выведения кальция с мочой и увеличению объёма мочи.

Центр исследования кормления мелких домашних животных WALTHAM опубликовал результаты изучения переваримости питательных веществ у пожилых собак и кошек. В рамках проведённого исследования у собак с возрастом не наблюдалось снижения переваримости протеина, жира, кальция и фосфора. У кошек с возрастом повышалась переваримость кальция (но не фосфора), а также общей диетической клетчатки.

 

Секция «Протеин»

Loureiro et al. представили результаты исследования новых маркеров белкового обмена у кошек и изменений мышечной массы в исследовании с использованием 3-метилгистидина (3-МГ), ретинол-связывающего протеина (РСП) и уровня аминокислот в плазме. Выведение через почки 3-МГ и РСП не было чувствительно к потере мышечной массы, но уровень аминокислот был показателен, особенно соотношение глицин:валин.

Garcia et al. показали, что повышение уровня сырого протеина в рационе кошек повышало объём мочи. Наибольшего эффекта удалось достичь в рационах с повышением уровня сырого протеина и натрия.

Ingenpaß et al. сравнили переваримость у собак животного (мука из птицы) и растительного протеина (пшеничный и рисовый) двух сухих экструдированных кормов. Исследование показало, что переваримость и качество стула у собак было одинаково высоким, таким образом, переваримость была сравнимой. Исследование не включало анализ питательной ценности корма на растительной основе и его соответствия потребностям собак. Параметры белкового обмена тоже не учитывались.

 

Секция «Витамины»

Открывал секцию доклад, получивший премию на конгрессе Американской академии ветеринарной диетологии (ACVN). Grant et al. обнаружили дефицит холина у кошек с ожирением, проходящих курс снижения веса на коммерческих терапевтических кормах. Содержание витаминов группы В в различных кормах было определено лабораторно, было также подсчитано их количество в суточном объёме корма, которое фактически съедали кошки. Количество витаминов было сопоставлено с рекомендованными нормами, адекватным поступлением и минимальными потребностями, согласно международным нормам NRC 2006. Среднее и максимальное поступление холина было соответственно на 11,1% и 9,6% ниже рекомендованных норм. Минимальное поступление холина было на 12,3% ниже рекомендованных норм и для двух кошек ниже минимальных потребностей.

Другим интересным докладом была работа Salas et al., в которой была показана эффективность орального применения кобаламина (100 мкг/д 10 недель) в сравнении с инъекционным стандартным курсом (250 мкг/нед. п/к). Кошки с изначально низким уровнем кобаламина в сыворотке крови демонстрировали повышение в ней кобаламина и метилмалоновой кислоты с 4-й недели и достигли нормы к 6-й неделе применения кобаламина в обеих группах.

 

Секция «Технологии и новые компоненты кормов»

Основываясь на предыдущих исследованиях переваримости экструдированных и пеллетированных кормов Meyer et al. сравнили переваримость in vitro двух сухих кормов для собак на основе протеина насекомых (в пеллетах и экструдированных гранулах). Оба типа кормов показали достаточно высокую видимую переваримость органического вещества (81,1 и 82,9%), сырого протеина (80,5 и 78,2%), сырого жира (96,8 и 95,4%) и безазотистых экстрактивных веществ (82,1 и 85,8%) для экструдированного и пеллетированного кормов соответственно.

 

Секция сравнительного кормления

В ESVCN всегда подчёркивается значимость сравнения между собой разных аспектов физиологии пищеварения и кормления разных видов животных. Это даёт возможность увидеть модели для исследования, глубже понять процессы или найти решения для некоторых клинических ситуаций. Далее приводится пара примеров, которые наверняка покажутся интересными специалистам в лечении мелких домашних животных, даже если напрямую к ним пока и не относятся.

Mößeler et al.: свиньи с лигированным протоком поджелудочной железы являются признанной моделью для исследований влияния экзокринной недостаточности поджелудочной железы (ЭНПЖ) на пищеварительные процессы. У молодых свиней запуск ЭНПЖ приводит к значительному удлинению тонкого кишечника. Глюкагоноподобный пептид 2 (ГПП-2) играет важную роль в этом процессе. Хотя в гуманной медицине ГПП-2 используется для терапии пациентов с синдромом короткого кишечника, этот метод не подходит для ветеринарной медицины ввиду очень высокой цены препарата. Целью исследования было выявить компоненты рациона, вызывающие значительное повышение синтеза ГПП-2 тонким кишечником. Авторам удалось показать статистически значимую положительную взаимосвязь между содержанием жира в дистальном отделе тонкого кишечника, уровнем ГПП-2 в крови и удлинением кишечника.

Rath et al.: некоторые виды кишечной флоры метаболизируют четвертичные аммониевые основания, такие как холин, в триметиламин (ТМА). После абсорбции он преобразуется в печени в ТМА N-оксид, который связывают с возникновением сердечно-сосудистых заболеваний. Авторам удалось подтвердить взаимосвязь композиции корма, присутствия в подвздошной кишке бактерий, образующих триметиламин и повышение уровня ТМА в моче на мини-пигах как модели для исследований в этой области.

 

Секция «Исследования» + Постеры

Handl & Bruckner провели опрос среди практикующих ветеринарных врачей Австрии и Германии с целью выявления роли диетологии в практике врача и типа рекомендаций, которые врачи дают пациентам. Исследование показало, что практикующие врачи часто сталкиваются с необходимостью диетологической консультации и считают кормление важной частью терапии. Тем не менее, кормление и индекс кондиции фиксируется в анамнезе нерегулярно, только в случаях наличия заболеваний. 25% врачей оставляют на усмотрение владельца составление натурального (домашнего) рациона, который с большой вероятностью будет несбалансированным. Многие врачи полагаются на традиционные коммерческие корма для своих пациентов и своих собак. Однако большая часть врачей недостаточно информированы о коммерческих кормах и их применении. Назначаются также сырые диеты и другие диеты, не соответствующие нормативам европейского законодательства. Требуется образовательная программа для практикующих врачей.

Thes et al. исследовали коммерческие рационы BARF и обнаружили, что в 50% этих рационов имелось значительно повышенное содержание жира в сравнении с указанным на этикетке: оно отклонялось на +53–605%.

Grandi et al. провели мониторинг содержания микотоксинов в экструдированных коммерческих кормах для кошек и пришли к выводу о хронической подверженности кошек низким дозам микотоксинов. В восьми образцах их содержание превышало европейские нормы.

Alborough et al. исследовали содержание йода в кормах для кошек. 80% кормов соответствовали рекомендациям FEDIAF. 20% не соответствовали и имели преимущественно сниженное количество йода. В десяти образцах влажных кормов содержание йода превышало рекомендации.

Flanagan et al. показали взаимосвязь между уровнем лептина и ожирения у собак в пожилом возрасте и его повышение с возрастом. Уровень лептина в раннем возрасте не коррелировал с уровнем лептина в пожилом возрасте.

Meyer et al. обнаружили повышение рН эпидермиса кожи у собак при добавлении к рациону льняного масла. Положительный эффект от применения масел в составе рациона в отношении состояния кожи и шерсти известен давно. В зависимости от видов бактерий, вовлечённых в развитие дерматологических патологий, разные уровни рН могут иметь положительное или негативное влияние. Предстоит исследовать влияние различных жиров на параметры кожи.

Loureiro et al. показали, что потребности кошек в сыром протеине и некоторых аминокислотах недооценены. При кормлении некоторыми кормами, содержавшими достаточное количество протеина в соответствии с рекомендациями NRC, кошки получали протеина меньше потребностей из-за сниженных потребностей в энергии и меньшей суточной нормы. Кошкам с низкими потребностями в энергии требуется содержание сырого протеина до 34,5% и фенилаланина + тирозина до 2,35%.

Mittenburg et al. исследовали возможность использования альтернативных компонентов для выведения трихобезоаров из кишечника кошек. Они показали эффективность сочетания нерастворимой клетчатки и комплекса протеаз.

Нововведением конгресса в этом году стала секция, посвящённая сырому кормлению собак и кошек (BARF). Эта тема собрала большое количество посетителей — что говорит об её актуальности. Открывали конгресс лекторы кафедры ветеринарно-санитарной экспертизы и гигиены продуктов питания.

Sperner et al. представили презентацию об уровне заражённости сырых продуктов боен. Речь шла не только о микрофлоре пищеварительного тракта продуктивных животных, но и в отдельных случаях о вирусах и паразитах. Использование сырых продуктов в кормлении собак и кошек представляет собой определённый риск для здоровья человека.

Ulrich et al. представили обзор риска для здоровья при употреблении в пищу сырой рыбы. Около 89% промысловой рыбы производится в Азии. Около 20% пищевых отравлений человека связаны с употреблением сырой рыбы. Из них 51% случаев связан с интоксикацией гистамином, продуцируемым бактериями (Listeria monocytogenes, Vibrio spp., Clostridium botulinum). Рыба, содержащая высокий уровень гистидина (тунец, рыба-меч, сельдь, сардина и многие другие), представляет наибольший риск для данного типа отравления. Наличие L. monocytogenes в сырой рыбе составляет около 60%. Хотя инфицирование этим видом происходит довольно редко, в случаях заражения смертность составляет 20–40%. Беременные женщины и лица со сниженным иммунитетом обычно находятся в группе риска. Vibrio spp. обнаруживаются в рыбе тёплых морей. В Перу во время вспышки 1991 года число погибших составило 4000 человек. Cl. botulinum встречается в морских отложениях и поражает морских животных. Интоксикация протекает очень тяжело, выживаемость низкая.

Schmidt et al. Привели результаты микробиологических исследований коммерческих продуктов для BARF и фекалий собак на сырых рационах. 28 из 106 образцов кормов были положительны в отношении: Salmonella sp. (11), Listeria monocytogenes (15), STEC (5). 12 из 89 собак выделяли значительные количества Lysteria monocytogenes в сравнении с отсутствием их у контрольной группы.

Схожие цели были у исследования Vechiato & Dobenecker, проанализировавших 44 замороженных коммерческих BARF-продукта, из них 37 были подвергнуты микробиологическому анализу, и 36 — анализу питательной ценности. Все образцы имели бактериальную обсеменённость выше норм для питания человека (>5×105 КОЕ). Два продукта (на основе курицы и говядины) для взрослых собак были положительны по Salmonella spp. Только 8 из 36 кормов содержали адекватные потребностям количества Ca, P, Zn и Cu в соответствии с заявленным применением (18% корма для взрослых собак и 62% корма для взрослых кошек). 3 из 36 кормов имели обратное соотношение Ca:P 0,1–0,9:1; 5 из 36 кормов имели соотношение Са:Р выше, чем 2:1. 6 из 13 кормов, декларировавших добавки, содержали количество цинка, превышающее законодательные нормы ЕС (26–37 при разрешённом максимуме 22,7 мг/100 г сухого вещества). Около половины имели в 2 раза меньшие количества меди (16/36) и цинка (14/36). 1/3 кормов для щенков не обеспечивала потребности в кальции и фосфоре.

Liesegang et al. исследовали качество шерсти и состояние зубов у собак на рационах BARF в сравнении с обычными натуральными рационами. Разницы в состоянии шерсти не было обнаружено. У собак на сырых рационах индекс качества стула был лучше, хотя в обеих группах качество стула было хорошим. Состояние зубов было лучше у собак на диетах с использованием костей. Однако, состояние зубов оценивалось внешне (0 = плохое состояние зубов, 9 = хорошее состояние зубов), специальные методы измерения состояния зубного налёта в данном исследовании не применялись.

Thomas et al. продемонстрировали наблюдения за пищевым поведением кошек, которых кормили мясными кормами разной структуры: мясные полоски и мясное пюре. Кошки съедали одинаковое количество мяса, но поедали его по-разному. Мясо полосками съедалось при меньшем количестве жевательных движений и проглатывалось быстрее, чем мясное пюре. При кормлении мясными полосками кошки питались меньшим количеством порций в день с большим интервалом между кормлениями.

Интересное исследование содержания креатина в кормах разного типа для собак было проведено Braun et al. Креатин необходим для мышечной работы и обычно присутствует в достаточном количестве в сырых мясных рационах. Большинство кормов, подвергнутых термообработке, содержит значительно меньшие количества креатина. Возможно, кормление сырым мясом спортивных грейхаундов для их лучшей результативности имеет под собой обоснования, которые в дальнейшем должны быть исследованы.

Заключительным докладом на тему сырого кормления была презентация Thompson et al. о положительных аспектах кормления BARF и здоровья собак и кошек и относительно невысоком риске.

Завершилась секция живой дискуссией, продемонстрировавшей различия мнений о разных аспектах сырого кормления собак и кошек даже в среде ветеринарных специалистов.

 

Секция индустрии производителей кормов для мелких домашних животных

Открыл секцию доклад Langner о численности популяции домашних животных и тенденциях в кормлении в Германии. Был отмечен рост смешанного кормления (сухие корма + влажные корма) среди владельцев собак и кошек.

Brenten, член рабочей группы FEDIAF (Европейской ассоциации индустрии кормов для мелких домашних животных), пояснил изменения в новом выпуске 2018 года норм для рецептур кормов и дал указания по работе с ними.

На секции были также рассмотрены многочисленные сложности в производстве качественных кормов для собак и кошек, отличия пищевого поведения собаки и волка, а также поведенческие аспекты отношений человека и животных, которые также имеют значение для кормления животных.

Европейский конгресс ESVCN собирает ежегодно несколько сотен специалистов в области кормления животных из Европы и других стран. Следующий конгресс пройдёт 18–20 сентября в Турине (Италия).

 

СВМ № 1/2019