Заочное ветеринарное: неизлечимая хроника

 

 

Екатерина Савицкая

 

 

Состояние высшего образования — один из самых больных вопросов для нашего ветеринарного сообщества. И, судя по затянувшимся реформам, он вечный. А ведь речь идёт о профессии, представители которой обеспечивают биологическую и продовольственную безопасность страны. Профессиональные объединения бьют в набат, но слышит ли их государство?

 

 

Образовательный кризис продолжается уже более двадцати лет. Он ежегодно обсуждается на крупнейших научно-практических форумах; Ассоциация практикующих ветеринарных врачей и Российская ветеринарная ассоциация неоднократно поднимали проблему, проводили круглые столы, обращались с конструктивными предложениями. К сожалению, без особого успеха.

Ещё в преддверии перехода на двухступенчатую систему высшего образования, президент Ассоциации практикующих ветеринарных врачей Сергей Середа недоумевал: «Если руководство вузов, члены УМО и Департамент научно-технической политики и образования Минсельхоза РФ имеют недостаточно «степеней свободы», чтобы достучаться до высших эшелонов власти, что им мешает использовать огромный потенциал профессионального сообщества, чтобы проводимая реформа дала положительный результат?».

Минуло семь лет. Нельзя сказать, что «воз и ныне там»: он сдвинулся, но едет по какой-то странной траектории, периодически давая задний ход. С высоких политических трибун декларировано, что высшая школа нуждается в переделке в соответствии с мировыми стандартами, а на практике некоторые нововведения грозят только увеличить разрыв с заявленным идеалом. Потому что призваны в первую очередь снизить затраты государства на финансирование образовательной сферы, а не обеспечить качество высшего образования.

Никто не отрицает наличия объективных факторов, которые подталкивают к такому подходу: социальная и экономическая нестабильность, а также дефицит финансовых средств на фоне падения цен на нефть только усилились. Неоднократно говорилось и о неполноте нормативной правовой базы, о том, что законодательные акты дублируют или даже противоречат друг другу.

Возьмём непобедимость заочной формы обучения. Заочники-ветеринары в нашей стране появились от беды, чтобы хоть как-то закрыть кадровые «дыры», образовавшиеся после революции и двух мировых войн. Если учесть, что дипломированный ветеринар по умолчанию должен и оперировать, и роды принимать, неполноценность заочного образования по данной специальности очевидна. Ветеринария входит в Перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается (утверждён Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г за № 1473). Этот утверждённый перечень до сих пор в силе. Однако 3 сентября 2015 года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №962 введён в действие федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности Ветеринария (уровень специалитета), допускающий обучение слушателей по очной, очно-заочной и заочной формах обучения. Это противоречит положениям Постановления Правительства Российской Федерации. Есть версия, что это «техническая ошибка, допущенная при согласовании проекта образовательного стандарта с заинтересованными лицами и организациями». Очередной «подпоручик Киже»? Только ошибся не писарь, а… кто? Компьютер? И собираются ли ошибку исправлять?

Кроме нашей страны, в мире заочная форма образования в ветеринарии не предусмотрена и не применяется. Это свидетельствуют не только Всемирная ветеринарная ассоциация по болезням мелких домашних животных (WSAVA) и Европейская федерация ветеринарных ассоциаций по болезням мелких домашних животных (FECAVA), но и Всемирная организация здравоохранения животных (OIE), широко известная как Международное эпизоотическое бюро, одна из старейших и влиятельнейших межправительственных организаций. Сторонники заочной формы обучения обычно указывают, что учиться заочно разрешено только тем, кто имеет профильное среднее специальное образование. Мол, дайте шанс ребятам из глубинки, у которых нет денег на обучение с отрывом от производства. И потом, если их отпустить учиться в Центр, они «на землю» работать уже не придут. Да, это серьёзная проблема, но решать её надо не за счёт понижения профессионального уровня. И заочники тоже стремятся сбежать в города лечить домашних любимцев.

Бывало, заочно получали ветеринарное образование специалисты-медики, например, офтальмологи, к которым обращались их коллеги-айболиты, пока собственные специалисты не выросли. Этот вариант имел меньше негативных последствий, так как медики своё мастерство и экспериментальные методы лечения отрабатывали на собаках и умели работать хотя бы с этим видом четвероногих пациентов. Есть и те, кому диплом нужен только для торговли ветеринарными препаратами: в тех же медвузах фармацевт может учиться заочно, лечебник — ни в коем случае, а у ветеринаров разделения нет, приходится учиться на врача широкого профиля.

Но сейчас ищут лазейки получить экстерном диплом ветеринарного врача люди с непрофильным образованием. «Я очень люблю животных, хочу их лечить, но нет времени куда-то ехать и ходить на занятия каждый день», — вариации данной фразы часто встречаются на форумах в интернете. Пугает, что есть и советы, где и как стать врачом, не затрачивая сил и времени.

Определённые надежды ветеринарного сообщества связаны с приходом в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации новой команды. В начале этого года Сергей Середа от имени Ассоциации практикующих ветеринарных врачей в очередной раз обратился с предложением безотлагательно создать постоянно действующий совет по реформе ветеринарного образования под председательством первых лиц Минсельхоза. «Мы чётко понимаем, —
сказано в письме, — что речь идёт не о косметическом ремонте системы ветеринарного образования, а о генеральной реконструкции. На это, в первую очередь, нужны не деньги, а политическая воля. И, не сомневаюсь, она есть». Ассоциация выразила готовность участвовать в процессе как собственными силами, так и привлекая всемирно признанных экспертов и представителей зарубежных ВУЗов, уже прошедших путь реформ.

При увеличении числа выпускников ветеринарных ВУЗов и кафедр, имеется дефицит грамотных специалистов во всех областях ветеринарии. Да, подготовка ветеринарного специалиста требует гораздо больше капиталовложений, чем подготовка юриста, филолога или экономиста. Но недоработки плохо выученного ветеринарного специалиста обходятся государству ещё дороже. Отдельно была поднята и проблема заочников.

Пока что самый сильный отклик пришёл от руководства ряда вузов, которые, получив копии писем с описанием насущных проблем ветеринарного образования, восприняли критику, включая «покушение» на заочников, крайне болезненно. Сергей Владимирович не ожидал такого эффекта и признаёт, что факты изложены более эмоционально, чем обычно принято в официальной переписке, но наличие самих фактов от стиля изложения не зависит. «Это был крик души, мы уже отчаялись донести до людей всю серьёзность проблем нашей высшей ветеринарной школы», — сказал он.

Без высокопрофессиональной ветеринарной помощи не будет ни здоровья у наших домашних любимцев, ни подъёма животноводства, ни эпизоотической и продовольственной безопасности. Поэтому Ассоциация практикующих ветеринарных врачей всё-таки надеется, что её призывы к сотрудничеству будут замечены теми, кто отвечает за реформу ветобразования.

 

 

СВМ № 2/2016

1 thought on “Заочное ветеринарное: неизлечимая хроника”

  1. Встречный вопрос! Как, к примеру, мне получить диплом связанный с ветеринарной медициной, кроме заочного, если я уже имею высшее образование по специальности психология, работаю управляющим сетью зоомагазинов, ежедневно работаю с животными уже 14 лет, с их проблемами и заболеваниями, совместно с одним из ведущих врачей города открываем филиал клиники, где все тонкости и нюансы я буду видеть ежедневно собственными глазами, а не со страниц учебников (в лучшем случае) или интернета???

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Close