На проходившем 13–15 апреля в Москве Международном ветеринарном конгрессе состоялся первый Всероссийский съезд по ветеринарному образованию. В нём приняли участие представители Министерств просвещения, науки и образования и сельского хозяйства. По итогам мероприятия была принята резолюция.
В ней говорится:
- Одобрить работу Первого всероссийского съезда по ветеринарному образованию.
- Проводить Съезд по ветеринарному образованию каждые два года по согласованию с Минсельхозом России и Минобрнауки России.
- Учитывать позицию Минсельхоза, Минобрнауки России, РАН, Россельхознадзора, работодателей, представителей государственной ветеринарной службы и профессиональных общественных объединений при разработке новых ФГОСов и рекомендации по внедрению цифровых компетенций и компетенции в области биофармации в модель выпускника по специальности «Ветеринария».
- Рекомендовать Федеральным УМО в сферах высшего и среднего профессионального образования формировать сквозные образовательные траектории при разработке ФГОСов с учётом требований профессионального стандарта «Работник в области ветеринарии».
- Проводить разработку новых образовательных программ с учётом необходимости решения задач антисанкционной политики и задач, стоящих перед ветеринарной службой в условиях импортозамещения.
- Направить предложения в Минсельхоз России и Минобрнауки России о переводе специальности 36.05.01 «Ветеринария» в стоимостную группу №3 специальностей и направлений подготовки по государственным услугам по реализации образовательных программ высшего образования для обеспечения высокого уровня материально-технической базы образовательного процесса.
- Ходатайствовать перед Министерством науки и высшего образования о внесении изменений в нормативные документы по организации образовательного процесса в вузах в части снижения нормативов педагогической нагрузки для научно-педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс по ветеринарным дисциплинам. Рекомендовать образовательным организациям, на основании локальных нормативных актов, для научно-педагогических работников, участвующих в реализации основных образовательных программ по специальности 36.05.01 «Ветеринария» в части формирования профессиональных и общепрофессиональных компетенций, установить педагогическую нагрузку в объёме, не превышающем 650 академических часов за один учебный год.
- Ходатайствовать перед ФУМО в сфере высшего образования по УГСН «Ветеринария и зоотехния» при подготовке проекта, актуализированного ФГОС, предусмотреть реализацию программы специалитета в части формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций без использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, за исключением случаев, предусмотренных Законодательством РФ.
- Установить ограничение по срокам использования учебных изданий основной литературы, изучение которой направлено на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций, не более 10 лет. Рекомендовать к использованию в образовательном процессе данную литературу при подготовке соответствующих кадров только после положительных результатов общественно-профессионального обсуждения и при наличии положительного заключения ведущих специалистов в определённой предметной области.
- При формировании требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета по специальности «Ветеринария» предусмотреть обязательное наличие в структуре образовательной организации специализированных учебных полигонов (в том числе ветеринарные клиники и/или учебно-опытное хозяйство), а также разработать общие требования, к ним предъявляемые. При формировании требований к кадровым условиям реализации программы соответствующего специалитета предусмотреть возможность проведения не менее 25% контактной работы с обучающимися во время лабораторных и практических занятий по дисциплинам, обеспечивающим формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций, с участием педагогических работников, являющихся действующими сотрудниками ветеринарных учреждений (или имеющих не менее трёх лет стажа профессиональной практической деятельности) по профилю преподаваемых дисциплин.
- Предусмотреть отдельный вид производственной практики, который будет направлен на формирование профессиональных компетенций по профилю образовательной программы и может проводиться только на предприятиях, деятельность которых соответствует специализации образовательной программы. Также предусмотреть в процессе итоговой аттестации отдельный вид контроля за качеством освоения компетенций, формирование которых предусмотрено в ходе изучения дисциплин (модулей) и практической подготовки в рамках специализации.
- Ходатайствовать перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации о внесении изменений в профессиональный стандарт «Работник в области ветеринарии». Предусмотреть предварительное обсуждение проекта профессионального стандарта с официальным заключением ФУМО, Департамента ветеринарии Минсельхоза РФ, Россельхознадзора, а также организаций, деятельность которых связана с выполнением предусмотренных трудовых функций.
- Разработать проект рекомендуемой к тиражированию образовательной программы высшего образования по специальности «Ветеринария» и провести его профессионально-общественное обсуждение, выделить перечень дисциплин обязательной части учебного плана по названию и трудоёмкости, необходимых к освоению обучающимися во всех образовательных организациях, осуществляющих подготовку ветеринарных врачей.
- При проектировании ФГОС нового поколения провести публичное профессионально-общественное обсуждение целесообразности реализации образовательных программ высшего образования по специальности «Ветеринария» в очно-заочной и заочной формах.
Профессор Алексей Ермаков, декан факультета биоинженерии и ветеринарной медицины Донского государственного технического университета, прокомментировал прошедший съезд и сегодняшнюю ситуацию в ветеринарном образовании.
«На съезде обсуждались важные вопросы. Очень актуально прозвучало выступление профессора Шинкаренко из Волгоградского медицинского университета. Он чётко показал: новые факультеты появляются там, где старые не выполняют своей функции, а жизнь требует изменений. И я поддержал его. Сельхозвузы могут сколько угодно протестовать против открытия новых ветеринарных факультетов, но, если они не отвечают потребностям бизнеса и жизни, то инициативные люди будут сами всё делать. Будут открываться новые факультеты, если существующие не справляются, не хотят трансформироваться, меняться под запросы работодателей и понимать, что жизнь изменилась, а то, что они преподают, никому не нужно».
На Съезде по ветеринарному образованию выступали работодатели. Многие вновь говорили о том, что их не устраивает качество преподавания: об этом говорили, например, Борис Морев (холдинг «ЭкоНива») и председатель Национальной ветеринарной палаты Сергей Татаринцев. Очень важная мысль прозвучала в выступлении Сергея Каспарьянца из компании «ВИК». Он сказал: если мы что-то даём вузам – стенды, деньги, читаем лекции и т. п. – это не благотворительность, а инвестиции. И поэтому мы хотим их давать только тем, кто эти инвестиции будет возвращать. Это сигнал вузам: подумайте, зачем вы нужны бизнесу. В тех, кто придумает – зачем, – будут готовы вкладываться, а прочим никто не будет давать средства. Время, когда просто раздавали деньги, закончилось, пустая лояльность уже никому не нужна.
Важно, что в Резолюции Съезда по ветеринарному образованию появился разворот в сторону практико-ориентированного обучения, в ней обозначено, что в вузах должны появиться клиники и опытные хозяйства, а также практикующие специалисты в качестве преподавателей. И это должно попасть в образовательный стандарт.
Сейчас у нас в стране идёт подготовка специалистов по двум профилям: ветеринарный врач и ветеринарно-санитарный эксперт. Со временем это должно превратиться в четыре трека: ветсанэксперт, ветеринарный врач-фармацевт, а ветеринарный врач-клиницист должен разделиться на врача городского и сельского. Или на клинициста и эпизоотолога. Необходимо утвердить минимум четыре профиля по высшему образованию и минимум 15 профилей в ординатуре (интернатуре). Только тогда, основываясь на принципе разделения труда, мы чего-то добьёмся. И к этому следует двигаться».
Читайте по теме:
Ветеринарное образование стало темой совещания Министерства просвещения