Опубликована резолюция Съезда по ветеринарному образованию
Опубликована резолюция Съезда по ветеринарному образованию

Опубликована резолюция Съезда по ветеринарному образованию

На проходившем 13–15 апреля в Москве Международном ветеринарном конгрессе состоялся первый Всероссийский съезд по ветеринарному образованию. В нём приняли участие представители Министерств просвещения, науки и образования и сельского хозяйства. По итогам мероприятия была принята резолюция.

В ней говорится:

  1. Одобрить работу Первого всероссийского съезда по ветеринарному образованию.
  2. Проводить Съезд по ветеринарному образованию каждые два года по согласованию с Минсельхозом России и Минобрнауки России.
  3. Учитывать позицию Минсельхоза, Минобрнауки России, РАН, Россельхознадзора, работодателей, представителей государственной ветеринарной службы и профессиональных общественных объединений при разработке новых ФГОСов и рекомендации по внедрению цифровых компетенций и компетенции в области биофармации в модель выпускника по специальности «Ветеринария».
  4. Рекомендовать Федеральным УМО в сферах высшего и среднего профессионального образования формировать сквозные образовательные траектории при разработке ФГОСов с учётом требований профессионального стандарта «Работник в области ветеринарии».
  5. Проводить разработку новых образовательных программ с учётом необходимости решения задач антисанкционной политики и задач, стоящих перед ветеринарной службой в условиях импортозамещения.
  6. Направить предложения в Минсельхоз России и Минобрнауки России о переводе специальности 36.05.01 «Ветеринария» в стоимостную группу №3 специальностей и направлений подготовки по государственным услугам по реализации образовательных программ высшего образования для обеспечения высокого уровня материально-технической базы образовательного процесса.
  7. Ходатайствовать перед Министерством науки и высшего образования о внесении изменений в нормативные документы по организации образовательного процесса в вузах в части снижения нормативов педагогической нагрузки для научно-педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс по ветеринарным дисциплинам. Рекомендовать образовательным организациям, на основании локальных нормативных актов, для научно-педагогических работников, участвующих в реализации основных образовательных программ по специальности 36.05.01 «Ветеринария» в части формирования профессиональных и общепрофессиональных компетенций, установить педагогическую нагрузку в объёме, не превышающем 650 академических часов за один учебный год.
  8. Ходатайствовать перед ФУМО в сфере высшего образования по УГСН «Ветеринария и зоотехния» при подготовке проекта, актуализированного ФГОС, предусмотреть реализацию программы специалитета в части формирования общепрофессиональных и профессиональных компетенций без использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, за исключением случаев, предусмотренных Законодательством РФ.
  9. Установить ограничение по срокам использования учебных изданий основной литературы, изучение которой направлено на формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций, не более 10 лет. Рекомендовать к использованию в образовательном процессе данную литературу при подготовке соответствующих кадров только после положительных результатов общественно-профессионального обсуждения и при наличии положительного заключения ведущих специалистов в определённой предметной области.
  10. При формировании требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета по специальности «Ветеринария» предусмотреть обязательное наличие в структуре образовательной организации специализированных учебных полигонов (в том числе ветеринарные клиники и/или учебно-опытное хозяйство), а также разработать общие требования, к ним предъявляемые. При формировании требований к кадровым условиям реализации программы соответствующего специалитета предусмотреть возможность проведения не менее 25% контактной работы с обучающимися во время лабораторных и практических занятий по дисциплинам, обеспечивающим формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций, с участием педагогических работников, являющихся действующими сотрудниками ветеринарных учреждений (или имеющих не менее трёх лет стажа профессиональной практической деятельности) по профилю преподаваемых дисциплин.
  11. Предусмотреть отдельный вид производственной практики, который будет направлен на формирование профессиональных компетенций по профилю образовательной программы и может проводиться только на предприятиях, деятельность которых соответствует специализации образовательной программы. Также предусмотреть в процессе итоговой аттестации отдельный вид контроля за качеством освоения компетенций, формирование которых предусмотрено в ходе изучения дисциплин (модулей) и практической подготовки в рамках специализации.
  12. Ходатайствовать перед Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации о внесении изменений в профессиональный стандарт «Работник в области ветеринарии». Предусмотреть предварительное обсуждение проекта профессионального стандарта с официальным заключением ФУМО, Департамента ветеринарии Минсельхоза РФ, Россельхознадзора, а также организаций, деятельность которых связана с выполнением предусмотренных трудовых функций.
  13. Разработать проект рекомендуемой к тиражированию образовательной программы высшего образования по специальности «Ветеринария» и провести его профессионально-общественное обсуждение, выделить перечень дисциплин обязательной части учебного плана по названию и трудоёмкости, необходимых к освоению обучающимися во всех образовательных организациях, осуществляющих подготовку ветеринарных врачей.
  14. При проектировании ФГОС нового поколения провести публичное профессионально-общественное обсуждение целесообразности реализации образовательных программ высшего образования по специальности «Ветеринария» в очно-заочной и заочной формах.

Профессор Алексей Ермаков, декан факультета биоинженерии и ветеринарной медицины Донского государственного технического университета, прокомментировал прошедший съезд и сегодняшнюю ситуацию в ветеринарном образовании.

«На съезде обсуждались  важные вопросы. Очень актуально прозвучало выступление профессора Шинкаренко из Волгоградского медицинского университета. Он чётко показал: новые факультеты появляются там, где старые не выполняют своей функции, а жизнь требует изменений. И я поддержал его. Сельхозвузы могут сколько угодно протестовать против открытия новых ветеринарных факультетов, но, если они не отвечают потребностям бизнеса и жизни, то инициативные люди будут сами всё делать. Будут открываться новые факультеты, если существующие не справляются, не хотят трансформироваться, меняться под запросы работодателей и понимать, что жизнь изменилась, а то, что они преподают, никому не нужно».

На Съезде по ветеринарному образованию выступали работодатели. Многие вновь говорили о том, что их не устраивает качество преподавания: об этом говорили, например, Борис Морев (холдинг «ЭкоНива») и председатель Национальной ветеринарной палаты Сергей Татаринцев. Очень важная мысль прозвучала в выступлении Сергея Каспарьянца из компании «ВИК». Он сказал: если мы что-то даём вузам – стенды, деньги, читаем лекции и т. п. – это не благотворительность, а инвестиции. И поэтому мы хотим их давать только тем, кто эти инвестиции будет возвращать. Это сигнал вузам: подумайте, зачем вы нужны бизнесу. В тех, кто придумает – зачем, – будут готовы вкладываться, а прочим никто не будет давать средства. Время, когда просто раздавали деньги, закончилось, пустая лояльность уже никому не нужна.

Важно, что в Резолюции Съезда по ветеринарному образованию появился разворот в сторону практико-ориентированного обучения, в ней обозначено, что в вузах должны появиться клиники и опытные хозяйства, а также практикующие специалисты в качестве преподавателей. И это должно попасть в образовательный стандарт.

Сейчас у нас в стране идёт подготовка специалистов по двум профилям: ветеринарный врач и ветеринарно-санитарный эксперт. Со временем это должно превратиться в четыре трека: ветсанэксперт, ветеринарный врач-фармацевт, а ветеринарный врач-клиницист должен разделиться на врача городского и сельского. Или на клинициста и эпизоотолога. Необходимо утвердить минимум четыре профиля по высшему образованию и минимум 15 профилей в ординатуре (интернатуре). Только тогда, основываясь на принципе разделения труда, мы чего-то добьёмся. И к этому следует двигаться».

Читайте по теме:

Ветеринарное образование стало темой совещания Министерства просвещения

X Международный ветеринарный конгресс прошёл в Москве

Начался XXX Московский международный ветеринарный конгресс