Поиск

Состоялась конференция по высшему ветеринарному образованию

10 декабря в дистанционном формате прошла конференция «Гарантии качества ветеринарного образования». Мероприятие проходило с использованием платформы Zoom и трансляцией на канале YouTube. В роли организатора выступила Московская ветеринарная академия.

В конференции принимали участие представители Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, руководство высших учебных заведений, представители частных компаний и общественных организаций.

В повестке дня числились следующие темы:

  1. Обсуждение предложений по внесению изменений в действующий федеральный государственный образовательный стандарт и примерную основную образовательную программу по специальности 36.05.01 «Ветеринария».
  2. Участие работодателей в формировании и реализации образовательных программ по ветеринарии в вузах.
  3. Актуализация профессионального стандарта «Ветеринарный врач» в соответствии с требованиями рынка труда.
  4. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ по ветеринарии и ветеринарно-санитарной экспертизе.
  5. Управление качеством образовательной программы, современные подходы к формированию образовательных траекторий.
  6. Независимая оценка квалификаций выпускников, взаимодействие с центрами оценки квалификаций в регионах.

Открыл конференцию заместитель министра сельского хозяйства М. И. Увайдов. Он обозначил проблему и высказался о необходимости модернизировать образование. Также он чётко определил одну из основных необходимых компетенций для всех выпускников сельскохозяйственных вузов, подведомственных Минсельхозу: навыки профессиональной коммуникации на иностранных языках.

Его мнение поддержала директор Департамента ветеринарии М. В. Новикова. Она также обратила внимание на необходимость для выпускников обладать знаниями и навыками, соответствующим современным потребностям.

Ректор Московской ветеринарной академии С. В. Позябин несколько раз акцентировал внимание на том, что сегодня вузы, которые готовят ветврачей – это сельскохозяйственные учреждения, т. е. они должны осуществлять подготовку под рабочее место, которое находится либо в сфере сельского хозяйства, либо в сфере госслужбы. Ректор МВА представил концепт ординатуры (интернатуры), однако оговорился, что это первоначальная редакция. По мнению представителей практической ветеринарии, в целом проект на сегодняшний день выглядит сырым и нелогичным.

Работодатели, вне зависимости от того, какую конкретно сферу деятельности они представляли, оказались едины в своём мнении. Представитель холдинга «Эконива» Б. А. Морев заявил, что их не удовлетворяет качество выпускников, компания вынуждена тратить время – около двух лет – на доучивание. Он обратил внимание на то, что у преподавателей вузов отсутствует понимание того, что происходит в реальном секторе экономики, тогда как регулярное присутствие их на производствах является важным.

Президент ассоциации «Ветбиопром» Ю. И. Барсуков упомянул, что ассоциация проводила среди выпускников вузов опрос о качестве образования. Согласно результатам, сами выпускники оценивают его низко.

С. В. Енгашев, генеральный директор компании «Агроветзащита», представитель Российской ветеринарной ассоциации, академик РАН, высказал схожую точку зрения. По его словам, выпускники не знают ничего, работодатели получают не специалистов, а «людей с дипломами», которые никому не нужны. «Доводка» таких сотрудников на производстве – это трата ресурсов: человеческих, временных, денежных. Все изменения, которые происходят в образовании, по мнению академика Енгашева, являются «косметическими», отсутствует масштабная работа.

Е. Е. Шувалова из компании «Нестле Пурина» обратила внимание на то, что никто не занимается разработкой стандартных рекомендаций и протоколов лечения, без которых подготовка качественного специалиста является проблемой.

Неожиданным оказалось выступление ректора Санкт-Петербургской государственной академии ветеринарной медицины академика РАН А. А. Стекольникова, который признал, что выпускники его вуза имеют низкий уровень практической подготовки и не готовы решать нестандартные ситуации, а также налицо недостаточный уровень компетенции преподавательско-профессорского состава. Для них академия собирается запустить курсы повышения квалификации.

Руководитель Центра студенческих программ и молодёжных инициатив «Группы Черкизово» Л. Ю. Хуторецкая поддержала общее мнение об отсутствии практических навыков у выпускников ветеринарных вузов, отсутствии современных знаний об АПК и современных технологиях, упомянула о необходимости наличия у выпускников компетенций в коммуникациях и работе с современными информационными системами, чем, по её мнению, вузы не занимаются. Поэтому преподавателей, не ориентирующихся в положении дел в реальном секторе, приглашают на стажировки в «Черкизово».

Также «Группа Черкизово» проводила опрос среди студентов, в ходе которого выяснилось, что 60% выпускников ветфаков не рассматривают АПК как место работы. Это исследование подтверждает то, о чём давно говорят представители общественных организаций: большинство выпускников работает в сфере ветеринарной помощи животным-компаньонам, тогда как большинство вузов продолжают фактически игнорировать это направление.

Также Л. Ю. Хуторецкая акцентировала внимание на необходимости индивидуализации обучения и предложила вузам направлять преподавателей в компании для повышения квалификации и ознакомления с реальными условиями производства.

Президент Ассоциации практикующих ветеринарных врачей С. В. Середа рассказал о программах, которые проводит АПВВ для образования как ветврачей, так и студентов, и выразил сожаление, что вузы не спешат сотрудничать с практическими специалистами и общественными ассоциациями. Он сообщил, что на ближайший Московский международный конгресс преподаватели вузов могут приходить бесплатно, однако заявок на регистрацию от представителей высших учебных заведений поступает крайне мало.

Также Сергей Владимирович озвучил статистику, согласно которой 26,1% студентов обучаются заочно, причём это число увеличилось за последний год на 7%. «Мы провели экспресс-опрос 100 преподавателей ветеринарных факультетов разных вузов. Был задан один вопрос: “Как Вы оцениваете обучение в период пандемии?” 81% ответили, что оценивают отрицательно, 8 уклонились от ответа, 1 человек затруднился с ответом. 100 студентам были заданы те же вопросы: 90 ответили, что оценивают отрицательно, 5 – положительно, 5 – затрудняются ответить. У меня такой вопрос: чем отличается заочное обучение от обучения в период пандемии, когда нет ни практики, ни знаний?»

Президент АПВВ обратил внимание, что неясно, каким образом представители вузов оценивают качество своих выпускников и как они могут дать гарантии обучения. Он вновь заявил о необходимости включать представителей бизнеса и общественных организаций в государственные экзаменационные комиссии, увеличить количество практических часов, чаще приглашать с лекциями практикующих врачей и делать это систематически, а не разово.

Президент Национальной ветеринарной палаты С. А. Татаринцев также заявил, что НВП не понимает, как в вузах учат студентов, и поддержал мнение работодателей, что профессорско-преподавательский состав вузов не имеет компетенций в практической ветеринарии. Он высказался за индивидуализацию, появление обучения любой специализации в виде ординатуры (интернатуры) и напрямую поставил вопрос: кто будет преподавать в нынешних условиях?

Следует отметить, что по итогам конференции так и не было получено ответа на главный вопрос конференции: как же вузы будут контролировать и гарантировать качество образования? Таким образом, тема, вынесенная в название мероприятия, так и не была раскрыта.

Посмотреть видеозапись конференции полностью можно по ссылке.