По утверждению экспертов, которые неоднократно бывали в Китае и имеют возможность наблюдать развитие местного зооретейла на протяжении последних 10 лет, основная часть товаров для животных в стране продаётся онлайн. Поэтому неудивительно, что распространённым (если не основным) видом зоомагазинов тут стали не крупные зоомаркеты с огромным ассортиментом кормов, а гибриды груминг-салонов и небольших торговых залов, в которых представлен базовый минимум зоотоваров. Если обобщить то, что мы увидели в нескольких зоомагазинах Гуанчжоу, можно сказать, что местная розница стремится максимально эффективно использовать каждый метр площади и любую идею для увеличения продаж, но при этом хочет быть яркой и уникальной.
Текст, фото: Александр Колчин
Справка: По оценкам экспертов, к 2023 году доход китайской индустрии домашних животных достиг 472,3 млрд юаней ($83 млрд). Около 90% товаров для домашних животных в Китае продаётся онлайн, и среди товаров лидерами продаж являются корма для питомцев.
Будьте как дома
Зоомагазинчик Pati открыла девушка – фанатка собачек, поэтому бизнес совместился с хобби и жизненной философией. Небольшой холл с базовым ассортиментом зоотоваров, который уместился на единственном деревянном стеллаже, был огорожен специальным заборчиком с «калиткой». Как выяснилось, это защита от «выбегания» собак, которых приносят сюда стричь и мыть, на улицу. Во всех остальных магазинах такого формата заборчик – тоже обязательный элемент. Два активных бишона бегали по залу и изучали посетителей. Оказалось, что это «хозяйские» собаки, и основная их задача – создавать настроение, «рекламировать» уровень креатива мастеров, а пострижены они были, вероятно, по последней бишоньей моде.
Мерчандайзинга на полках в классическом понимании не было. Все было разложено скорее удобно, чем красиво и по «маркетинговому фэн-шую». Но во всём этом была особая душевность и домашняя атмосфера: платьица для собачек с мини-сумочками и фотоаппаратами, «джентльменские» воротнички и галстучки для питомцев, много вкусняшек, разноцветные маленькие мисочки. Милый, яркий и уютный мир для гостей зоомагазина.
А вот груминг-зона, куда нам разрешили пройти, оказалась почти в три раза больше холла и была разделена на несколько кабинетов, в двух из которых работали собачьи парикмахеры. Здесь было множество клеток и боксов «для передержки» питомцев, которых привели на стрижку и мытьё. Скорость и механистичность, с которой работали мастера, навела на мысль, что в салоне настоящий «поток» посетителей и без дела они не сидят.
Увидели мы в груминг-зоне и оборудование для съёмок видеороликов. В Китае многое продвигается и продаётся через соцсети, например, Wechat, и владельцы всех бизнесов давно уже живут в этой реальности: хочешь продвигаться – снимай видео.
Учитывая скромные размеры помещения, зона ожидания для владельцев была организована при входе в магазин. Белый декоративный заборчик, зелёный ковролин вместо газона, цветы и пара скамеечек выглядели уютно. А учитывая, что средняя годовая температура в Гуанчжоу около 22 градусов, то почему бы не воспользоваться климатическими условиями для «расширения» территории бизнеса.
Мне показалось, что в этом магазине должна быть своя публика, которая постоянно приходит к любимым мастерам, и им атмосфера и отношение, может быть, важнее антуража, порядка на полках или дизайна помещения. По рассказам экспертов, в Китае владельцы маленьких собак приводят их в груминг-салон, чтобы помыть, минимум один-два раза в месяц. Учитывая это, можно представить загруженность и востребованность мастеров салонов.
Labradory Pets и Furmes Pets
Второй магазин — Labradory Pets, также был миксом груминг-салона и торгового зала. Но здесь просматривалась концепция не «домашнего магазинчика», а современного дизайнерского лофта. Скромных размеров, но не загруженный стеллажами торговый зал с круглым диванчиком для ожидания, цветы, небольшой груминг-кабинет за стеклом (там стригли, конечно же, бишона), чтобы владельцы могли видеть всё, что происходит с их питомцем. Кстати, у этой торговой точки была огромная витрина, сквозь которую хорошо просматривались и магазин, и зона груминга – прекрасная дополнительная возможность для привлечения внимания. Плюс ко всему этому витрина обеспечивает поток естественного света в помещении. А ещё на ней крупно было написано, что Labradory Pets отмечает вторую годовщину работы. И, судя по всему, не бедствует.
Корма, лакомства, БАДы, уходовая косметика размещены на единственном стеллаже вдоль одной из стен. Опять же, всё самое необходимое, базовое и, как мне показалось, премиального уровня. Вот здесь уже можно было говорить об условном мерчандайзинге: всё было ровно и красиво, но не по фэн-шую. Например, были использованы даже самые верхние полки, откуда товар можно достать только с помощью лесенки – значит, взять в руки и посмотреть его нельзя, меньше шансов на реализацию.
Как в первом, так и во втором зоомагазине была «доска почёта» с дипломами, медалями и другими наградами грумеров – важный элемент подтверждения экспертности сотрудников, который всегда влияет на выбор потребителя.
Подтверждением того, что для бизнеса и здесь используются все возможности и каждый квадратный метр площади, был маленький киоск с кофе на территории зоомагазина. Он имеет отдельное окно, где каждый желающий может купить кофе с собой.
Третий магазин Furmes Pets повторял все предыдущие, только в меньшем формате. Он был более ярким по оформлению – белый и оранжевый цвета как внутри, так и снаружи, крупная вывеска, заметность входной группы. Здесь не было домашнего уюта и заявки на индивидуальность, зато сильно пахло «кошками», и это, пожалуй, всё, чем он мне запомнился.
И еноты тоже…
А вот зоомагазин Pet worthy в торговом центре мне запомнился многим, и у него, по моему мнению, много интересных «лайфхаков».
Итак, что меня удивило, понравилось или что можно назвать «фишками».
Зоомагазин был «без стен» — с двух сторон он выходил своими стеллажами в коридоры ТЦ. Вероятно, это сделано сознательно – торговая площадь использована на 100%, максимально просматривается, и все зоотовары «крайних» отделов в метре от проходящих мимо посетителей комплекса. В этих зонах стояли клетки с животными, что весьма грамотно с точки зрения привлечения внимания.
Животных продаётся много! Магазин разделён на несколько зон. Рептилии соседствуют с птицами, мелкие домашние животные – в своей зоне, и эта территория немаленькая. Вообще для грызунов представлен широкий ассортимент товаров – мне кажется, он больше, чем в среднем российском зоомаркете. В террариумах было много змей, ящерок, и крупных тоже. Рядом – корма и все необходимые для рептилий аксессуары.
Очень интересно организована общая клетка для попугаев, она сделана из стекла, находится на уровне пояса покупателя, разделена на четыре части, в которых есть и поилки, и веточки, и «насесты», и… нет крыши! То есть сверху видно птиц, которые сидят в этой клетке, и теоретически их даже можно взять в руки (надеюсь, так никто не делает). То, что попугаи вполне спокойно сидят и не улетают, наводит на мысль, что летать они уже не могут. Крупные попугаи – в персональных закрытых клетках. Естественно, что в птичьем царстве гомон стоит ещё тот – уши можно затыкать. Но выглядит всё это весело и необычно.
Такая же клетка у хомячков – она на уровне пояса, можно наблюдать за животными сверху и брать в руки – крыши нет. Самое важное – зверьками не пахнет, несмотря на то что клетки открыты.
Кроме этого, в продаже были декоративные «мини-курочки» (около ₽500 за птичку). Малоизвестная в России порода куриц «рутин» (была выведена путём скрещивания синегрудого перепела и азиатской серой куропатки) стала популярным домашним питомцем в первую очередь благодаря своему размеру: взрослая курочка – примерно с кулак человека, а вес птицы достигает 50 граммов. «Рутины» известны своей яйценоскостью: и это, пожалуй, единственный пример, как домашние питомцы могут быть полезны ещё и с практической точки зрения.
Предлагались сурикаты (около ₽100 тысяч за животное), сурок, морские свинки, кролики. Был даже енот, но, похоже, он не продавался – цены на клетке не было. И, вероятно, он об этом знал, поэтому и не стремился никому понравиться: вальяжно развалившись в клетке, он просто спал и не обращал ни на кого внимания.
Понравиться старались несколько котят в не самых больших стеклянных клетках. И это «царапало душу». Всё же правильно, что в российских магазинах кошек и собак продавать перестали. Покупка из жалости – неосознанная и с плохими последствиями. Если другие питомцы не вызывали такого чувства – спокойно и равнодушно сидели и ждали хозяев, сурикаты и вовсе радовались жизни: один что-то рыл, второй храпел… то котята старались выпрыгнуть из клетки, чтобы получить немного внимания и ласки.
Стеллажи в торговой точке невысокие, многие – стеклянные и с внутренней подсветкой. В магазине много света, что создаёт эффект прозрачного, «хрустального» и воздушного пространства с множеством разноцветных упаковок на полках, к которым хочется подойти, взять их, подержать в руках, рассмотреть.
Ассортимент в зоомагазине огромный. Изучить все товары не удалось, но всё что, касается питания домашних животных, было представлено в большом количестве, но в рамках всего нескольких ключевых для магазина торговых марок. Видимо, у магазина своя брендовая политика. Запомнились лакомства для мелких домашних животных: муссы для кроликов и хомяков, чего, наверное, в наших магазинах пока нет. Огромное количество разнообразнейших БАДов, сонм лакомств всех видов, игрушек и уходовых средств: от косметики до гигиены.
Кому интересна более подробная информация – смотрите фото и видео, там и ассортимент, и цены – станет ясно, что можно взять на вооружение при формировании собственного портфеля. Тем более – теперь у нас есть координаты многих китайских поставщиков, и мы вас познакомим с кем нужно – пишите ваши запросы в редакцию info@zooinform.ru.
Если в первых трёх магазинах продавцов либо вовсе не было, либо был администратор груминг-салона и магазина, то здесь было три продавца, которые помогали покупателям с выбором, но очень ненавязчиво. Скорее подавали и приносили необходимое, чем активно рекомендовали — так мне показалось, пока наша группа была в этой торговой точке.
Конечно, магазины в Гуанчжоу учитывают местный менталитет и покупательское поведение, сформированное национальными особенностями и экономикой. Онлайн задаёт тренды потребления. Тем не менее идея небольших миксовых зоомагазинов здесь развивается и может быть релевантна и для России: китайский опыт показывает, что и кофе в зоомагазине не лишний.
Индивидуализация – мировой тренд. Быть как все можно, и, вероятно, это тоже выгодно, но престижнее – быть особыми. Тогда вас будут выделять среди равных и выбирать среди прочих. Вообще на фоне глобальной стандартизации и унификации, которые, конечно, имеют ряд преимуществ, уникальность, «особенность» вновь востребована. А если учесть, что зооиндустрия – тёплая, «домашняя» сфера, в которой много эмоций и эмпатии, то, возможно, индивидуализация станет главным трендом ближайшего десятилетия в зообизнесе. И Китай уже это демонстрирует, стоит к нему присмотреться и применить у себя.
Присоединяйтесь к нашим поездкам!