Поиск

Карта перемен: как 2022 год изменил логистику в России

логистику в России

Текст: Анна Каминская

2022 год стал проверкой на прочность всего российского бизнеса, но логистике в России, кажется, досталось больше других. Едва начав приходить в себя после пандемии, отрасль столкнулась с новыми эпическими вызовами. Корабли с грузами, стоявшие в портах весь 2020-й и половину 2021 года, только начали разворачиваться в сторону России, но пути снова были отрезаны. Настало время кардинальных перемен.

Окно в Европу закрыто, но форточка ещё осталась

Налаженные схемы поставок из-за рубежа, понятные и предсказуемые сроки доставки и минимальный риск издержек остались в прошлом. Теперь для продолжения деятельности дистрибьюторам и ретейлерам необходимо либо менять поставщиков, либо искать способы обхода ограничений. Для изменения логистических цепочек требуется время, не все способны в одночасье перестроить схемы работы. Доставка грузов в обход — это огромный документооборот, череда согласований, дополнительные расходы на содержание и обслуживание транспорта. Всё это поднимает цену на грузоперевозки, и всегда есть риск, что товар до заказчика не доедет. Тем не менее, стабилизировать ситуацию удалось благодаря адаптивности российского бизнеса к кризисам и умелому комбинированию доступных логистических путей.

[adrotate banner=”320″]

 

Ж/д перевозки грузов

Железнодорожное сообщение между РФ и Китаем — чуть ли не единственный оставшийся вне западных санкций в 2022 году метод логистики в России, который позволяет наладить коммуникации с азиатским регионом. Закономерно, что этот торговый путь пережил несколько коллапсов в течение прошлого года.

В соответствии с данными Росстата, грузооборот ж/д транспорта в марте 2022 года увеличился на 3,2%, до 234,65 млн тонно-километров, в сравнении с 227,4 млн тонно-километров в марте 2021 года. По информации, полученной «Зообизнесом» от нескольких представителей индустрии домашних животных, поезда, следующие из Владивостока, успешно и бесперебойно перевозят грузы по всей стране, однако в обратном направлении задействовать этот вид транспорта трудно: поездные составы забронированы для перевозки энергоносителей на восток.

Возросла нагрузка и на железные дороги юга России: логистика теперь устроена так, что импортные товары приходят в порты Турции и Владивостока, откуда дальше идут морем до Новороссийска, затем перегружаются в поезда и отправляются по всей стране.

К концу 2022 года ситуация на железных дорогах, соединяющих Россию и  Евросоюз, несколько улучшилась. Прямое ж/д сообщение с Италией позволило наладить поставки, в том числе товаров для домашних животных, этим видом транспорта. Об этом  «Зооинформу» сообщил генеральный директор логистической компании «Радиус» Евгений Бухалин:


«На сегодняшний день около 30% ветеринарной продукции из Италии мы перевозим поездами. Несмотря на то что железнодорожники неохотно берутся за перевозку такой категории грузов из-за оформления специальных документов, мы этой возможностью пользуемся. Остальные 70% доставок примерно в равной степени распределены между автоперевозками и доставкой морем».


Доставка морем

Морские перевозки испытали на себе логистический шторм и последующую блокаду, когда мировые гиганты вроде Maersk и MSC отказались от сотрудничества с Россией. Логистика пострадала, и жертвами «контейнерного бойкота» оказались 50% импорта и почти 60% экспорта. В конце февраля стало известно, что компания Maersk продала свои российские активы кипрской компании IG Finance Development Limited. Тем не менее, и Maersk, и MSC не захотели полностью прощаться с российским рынком. В порты Владивостока, Санкт-Петербурга и других городов заходят корабли этих компаний, зарегистрированные в юрисдикциях стран, не попавших под санкции: Турции, ОАЭ, Саудовской Аравии.

логистику в России


«Спустя год после введения ограничений на поставки логистическая ситуация выправилась. В Санкт-Петербург из порта Роттердама приходят товары из стран ЕС. На сегодняшний день мы имеем шесть судозаходов в месяц. Это, конечно, меньше, чем до февраля  2022 года, но позволяет нам использовать морской способ доставки товаров для животных», — констатирует Евгений Бухалин.


Вполне возможно, что уход крупных европейских контейнерных операторов будет частично компенсирован сотрудничеством с китайскими перевозчиками, а также откроет пути взаимодействия с Россией для небольших логистических компаний.

Логистика в России: авиаперевозки

По разным оценкам, около 80% грузовых авиаперевозок в России составляли и до сих пор составляют рейсы в Китай. Оставшиеся 20% до февральских событий распределялись между ЕС и США, а теперь достались Турции, ОАЭ и Казахстану. Но не стоит забывать о проблемах с лизинговыми контрактами и запретом некоторых зарубежных авиакомпаний на использование их самолётов для поставки грузов в Россию — их воздействие мы сможем оценить несколько позже, когда закончится действие договоров и придёт время обслуживать транспорт. Поставки товаров для животных авиатранспортом происходят сегодня главным образом рейсами из стран Азии.

Перевозки автотранспортом

Автоперевозки, которые до февраля прошлого года были основным способом доставки грузов из ЕС, одними из первых попали под санкции. Причём в течение нескольких месяцев 2022 года запрет действовал только на передвижение из России в Европу, в обратном направлении препятствий для въезда машин не было. Это позволило западным перевозчикам временно монополизировать автомобильный сегмент логистики и кратно поднять цены на свои услуги. Потом Россия ввела зеркальный пакет санкций, и автоперевозки парализовало. Сейчас между Россией и ЕС достигнут некоторый паритет, позволяющий отечественным и зарубежным логистическим компаниям осуществлять перегрузку и перецепку товара в Беларуси, а также прямо в приграничной зоне России и стран ЕС.

логистику в России

В Северо-Западном регионе к 2023 году были достигнуты особые договорённости: европейским фурам разрешили доезжать до Санкт-Петербурга и разгружаться непосредственно в городе. Сегодня этой возможностью активно пользуются в компании «Радиус», а также другие перевозчики зоотоваров.


«Новые логистические коридоры к 2023 году сформировались в достаточной степени. “Почта России” настроила каналы импорта и экспорта, пополнила свой автопарк и отработала маршруты. У нас есть контракты на перевозку зоотоваров, учитывающие особенности перевозки этого типа грузов. Для импорта мы активно используем турецкие транспортные хабы, и в целом, ещё со времён пандемии, адаптировались к постоянным логистическим изменениям. Перевозки товаров для животных внутри страны также отработаны, но мы всегда работаем над их развитием и расширением, предлагая новые опции и способы доставок нашим клиентам от сверхсрочной до экономичной», — сообщила Надежда Кокорина, руководитель отдела продаж по электронной коммерции макрорегиона Северо-Запад «Почты России», выступая на выставке «Зооиндустрия», которая проходила в начале марта 2023 года.


Логистика в России и зооиндустрия

Южные пределы

Логистика внутри России отделалась в 2022 году эпизодическими затруднениями вроде запретов на полёты на юг страны. Изменился темп поставок зоотоваров в/из Краснодарского края и Крыма. В целях безопасности продукцию стали перевозить реже, но бóльшим объёмом, поэтому возникшие затруднения были кратковременными, и в настоящий момент владельцы животных в этих регионах дефицита не ощущают.

Перераспределение ресурсов

Логистические компании, чьи мощности высвободились после запрета на международные перевозки, предложили предприятиям, работающим по России — в том числе дистрибьюторам товаров для животных, скидки от 5 до 10% на свои услуги. Это позволило наладить и укрепить текущее партнёрство перевозчиков и их клиентов.


«Снижение цен на транспортные услуги незначительно и сказаться на стоимости продукта не может. Но наши клиенты, которые пользуются всем комплексом услуг логистики в России, от хранения на складе до доставки в конечную точку, получили дополнительные выгоды и скидки. Потому что если у нас издержки снижаются, это сказывается и на стоимости обслуживания клиентов полного цикла», — прокомментировал Алексей Сильвестров, владелец дистрибьюторской компании «Сорсо-СТР».


Поиск новых поставщиков

Дистрибьюторы зоотоваров в поисках альтернативы поставкам из Европы и Северной Америки переориентировались на производителей из списка разрешённых стран. Перевозку корма из Бразилии или Аргентины вряд ли можно назвать простой и дешёвой, она осуществляется морским путём. Тем не менее, в текущих обстоятельствах она финансово оправданна, и многие отечественные зооретейлеры видят в таком сотрудничестве перспективу:

поиск поставщиков


«Цены на доставку товаров из Латинской Америки выросли в 7–8 раз, зато это чаще всего прямая безостановочная доставка до Санкт-Петербурга. Производители из Латинской Америки не занимаются организацией доставки своей продукции, поэтому сотрудничество с логистическими компаниями — единственный способ получить товары из данного региона», — сообщает Любовь Иванова, руководитель департамента продаж кормовых компонентов ООО «Понтис».


E-commerce

Рекордные показатели времён пандемии с увеличением количества онлайн-заказов на более чем 100% остались в прошлом, но текущая динамика в 45–50% заставляет e-com неустанно работать над поддержанием уровня качества логистического сервиса. Согласно исследованию Data Insight, рынок логистики в России для электронной коммерции вырос в III квартале 2022 года на 52% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Совокупная доля двух гигантов отечественной онлайн-торговли Wildberries и OZON составила 75% от всего числа интернет-заказов по стране, а их общий показатель продаж вырос за год на 77% по сравнению с предыдущим годом.

В комплекс услуг, оказываемых маркетплейсами своим клиентам, входит весь цикл: забор со склада и хранение, проведение оплаты, маркетинг, услуги «последней мили», вывоз остатков, утилизация и ещё множество пунктов. За каждый из этих процессов продавец платит комиссию, и зачастую сам не понимает, почему уменьшается прибыль. За последний год размер комиссий маркетплейсов вырос в среднем до 28–36% от цены реализованного товара. Работать с интернет-площадками производителям стало не всегда выгодно, тем более что сторонние дистрибьюторские компании, такие как «Сорсо-СТР», предоставляют эксклюзивные условия сотрудничества и полный спектр услуг.

Популярность и доля зоотоваров на маркетплейсах растут: по данным New Retail, их доля в продажах Wildberries за 2022 год составила 1,95%. Директор по развитию бизнеса в «СберМаркете» Сергей Катасонов отметил, что по итогам 2022 года количество заказов в категории «Товары для животных» выросло в 1,5 раза. Зоотовары входят в перечень самых прибыльных категорий, и поэтому, скорее всего, маркетплейсы продолжат борьбу за лакомые доли зоорынка, используя все доступные им инструменты, такие как параллельный импорт и выпуск продукции СТМ.

Битва за кадры

События 2022 года вызвали небывалый дефицит кадров в сфере логистики в России, который постепенно снизился к началу текущего года. Поиск линейного персонала сегодня стал немного проще из-за высвобождения сотрудников из ушедших компаний и снижения активности конкурентов. При этом зарплатные ожидания кандидатов, возросшие ещё во время пандемии, не снизились.

логистику в России

Особенно заинтересован в наборе квалифицированного линейного персонала сегмент e-commerce, поскольку ещё со времён COVID-19 он переживает подъём и постоянно нуждается в рядовых кадрах. Юлия Денисова, руководитель отдела маркетинга службы доставки Dalli, считает проблему набора сотрудников ключевой на ближайшее время:


«В нашей компании стоимость рекрутинга возросла в среднем на 20%. Конечные пользователи за время пандемии привыкли к качественному сервису доставки и не готовы от него отказываться. Это заставляет нас делать строгий отбор кандидатов даже на позиции линейного персонала. В процессе работы к курьеру применяется особая система контроля и штрафов за срывы интервалов, жалобы получателей или несогласованные переносы доставки. Сотрудники, соответствующие нашим параметрам, имеют высокую планку оплаты их труда. Сейчас в России, особенно в крупных городах, курьер — это не рядовая должность, а настоящая профессия, поскольку именно курьер становится лицом бренда. Его средняя зарплата в 2023 году держится на уровне 100 тысяч рублей в месяц».


Точки опоры

В 2023 году логистические компании озадачены экономией ресурсов и операционной эффективностью. Они инвестируют в продукты, которые позволят сохранить качество сервиса — например, в разработку софта для мониторинга работы рядового персона, назначения KPI и более чёткого расчёта собственных мощностей. В то же время им приходится временно отказываться от рискованных и экспериментальных проектов, таких как использование дронов и беспилотных автомобилей для доставки в сегменте e-commerce. Теоретически такие проекты окупаемы и перспективны, но с учётом текущих проблем не входят в первоочередной список задач.

Сохранить устойчивость бизнеса перевозчикам помогает умение работать с издержками. Это подразумевает сосредоточенность на текущих задачах и сокращает горизонт планирования с года до трёх месяцев.

На рынке наблюдается тренд на логистическую омниканальность , когда товар контрагента распределяется между морским, автомобильным, ж/д и авиатранспортом. Большинство крупных компаний используют гибридный способ перевозки грузов, адаптированный под запросы конкретного клиента.

Цифровизация и автоматизация логистики в России — ещё одна важнейшая задача в 2023 году. Это внедрение технологий по управлению и оперативной коммуникации между складами, а также по внутригородскому и межрегиональному транспортному сообщению. Развитая и оснащённая современным программным софтом сеть складов раньше была доступна только логистическим титанам вроде Maersk, и более мелкие игроки рынка с завистью смотрели на автоматизированное оформление таможенных деклараций, удалённое отслеживание груза и мгновенную перегрузку товара в случае возникновения трудностей. Во время и после пандемии даже небольшие логистические компании поняли, что инвестиции в автоматизацию процессов — экономически обоснованы.

цифровизация логистики

Цифровой мониторинг и автоматизация позволяют оперативно реагировать на изменения в клиентском спросе, улучшать качество обслуживания, оперативно оповещать о сбоях и отображать показатели работы отдела логистики в любом срезе.

Едем дальше

Пока международные доставки восстанавливают свою деятельность после потрясений 2022 года, логистика внутри страны адаптировалась к изменениям в работе грузового транспорта и занята поддержанием привычного конечным пользователям уровня сервиса. Сегмент электронной коммерции своим взрывным ростом не даёт сбавить обороты, и кажется, что в скором времени мы совсем уйдём от покупок в офлайне, а в сфере перевозок и доставки будет работать чуть ли не половина населения страны.