Поиск

Лакомства для собак и кошек на российском рынке

лакомства для собак

Текст: Александр Колчин
Фото: Molostock, bonnontawat, Poramet/ AdobeStock;
Đồng Phục Hải Triều / Unsplash

NeilsenIQПо данным аналитической компании NielsenIQ, продажи лакомств для собак и кошек в сегменте зоотоваров в 2022 году росли в денежном выражении. При этом в натуральном показатель снизился.

Доля в продажах: рост в рублях, падение в кг

В январе–сентябре 2022 года (здесь и далее все данные приводятся по состоянию на январь–сентябрь 2022 года по сравнению с январём–сентябрём 2021 года. Прим. авт.) доля лакомств для собак и кошек в денежных продажах товаров для животных составляла 2,2% на онлайн- и 4,8% на офлайн-рынке. Аналитики NielsenIQ зафиксировали рост реализации категории в денежном выражении на уровне 9,8%. Для сравнения: в прошлом году динамика за аналогичный период специалистами оценивалась в 14,1%. И если в денежном выражении категория сейчас демонстрирует увеличение продаж, то в натуральном – в килограммах – показывает падение на 3,1%. Сбыт упаковок лакомств для кошек и собак сократился по сравнению с январём–сентябрём 2021 года на 2%.

Драйвером роста продаж категории являются лакомства для кошек. Динамика их реализации растёт больше, чем категория в целом: в денежном выражении увеличение составило 18,5%, в натуральном – 7,3%. Сегмент лакомств для собак демонстрирует рост продаж в деньгах на 5,5%, при этом в натуральном выражении продажи снизились на 9,9%.

Кошки vs собаки

В целом по России категория лакомств для собак в продажах категории занимает долю в 63,8%, а продукты для кошек – 36,2%. За последний год доля денежных продаж лакомств для кошек выросла на 2,7 п.п., соответственно, она снизилась у продуктов для собак.

лакомства для собакЗоомагазины являются лидерами продаж лакомств для собак: доля продукции в этом канале равна 76,1% — значение не изменилось с прошлого года. Много лакомств для собак продаётся в гипермаркетах – там их доля относительно всей категории лакомств оценивается в 66%, и в торговых точках «традиционной» розницы — 51,4%.

Первенство по продажам лакомств для кошек удерживают минимаркеты – 67,6%, и эта доля за последний год увеличилась на 10,4 п.п., а также супермаркеты — 59,4%, здесь доля таких продуктов выросла на 7,1 п.п.

Рост «кошачьих» СТМ

Доля лакомств для собак в категории собственных торговых марок ретейла в России сегодня составляет 67,3%, она увеличилась на 6 п.п. по сравнению с прошлым годом, забрав часть продаж у продуктов для кошек, долю последних в январе–сентябре 2022 года аналитики NielsenIQ оценили в 32,7%.

Несмотря на потерю доли сбыта в целом по рынку СТМ, в 2022 году частные марки для кошек отвоевали место на полках в неспециализированных магазинах. В прошлом году, по данным аналитической компании NielsenIQ, все 100% представленных в гипермаркетах и минимаркетах СТМ были для собак. Сейчас доля лакомств для кошек в гипермаркетах составила 8,2%, а в минимаркетах – 38,1%. Увеличилась доля лакомств для кошек и в супермаркетах — с 1,3% в 2021 году до 12,9% в текущем.

Зоомагазины за год в категории СТМ сократили долю лакомств для кошек с 44,6% до 40%.

Новинки 2022 года, в совокупности с запусками новых продуктов прошлого года, составили всего 13% от товарооборота категории.

Лакомства для кошек – драйвер роста категории

лакомства для кошекХотя в целом по России основную долю в продажах лакомств составляют продукты для собак, лакомства для кошек показали себя в 2022 году как драйвер всей категории. Они демонстрируют рост как в денежном, так и в натуральном выражении, увеличивают долю в продажах как в целом по России, так и в неспециализированном канале. Увеличение доли в продажах демонстрируют как лакомства известных брендов, так и собственные торговые марки сетей и дистрибьюторов.

В то же время зоомагазины делают ставку на лакомства для собак – здесь растёт именно эта категория продуктов. Доля лакомств для кошек в зоомагазинах уменьшается только в СТМ, а если смотреть на динамику брендов, то показатель почти аналогичен прошлому году.