Поиск

Рынок зоотоваров в Томске: планета, кролик и зумеры

зоотоваров

Текст: Татьяна Катасонова, Александр Колчин
Фото: Татьяна Катасонова

Последний раз о розничной торговле зоотоварами в Томске мы писали в 2018 году. Тогда в городе работало около 140 зоомагазинов, основным сервисным поставщиком был один из крупнейших сибирских оптовиков «Лукас-Т». Что изменилось за пять лет в рознице, нам рассказали совладельцы и директора крупнейших сетей зоомагазинов в Томске Мария Хороших («Планета ЗОО») и Виталий Подопригора («Красный Кролик»).

Томская «цифрология»

В Томске любят кошек больше, чем собак, а четверть жителей города — студенты, которым вообще не до питомцев. В 2023 году на территории Томской агломерации, по данным 2GIS, насчитывается около 200 зоомагазинов и ветеринарных клиник. Количество торговых точек с 2018 года почти не изменилось. Самая крупная сеть, как и пять лет назад, «Планета ЗОО» – 34 филиала. Далее по численности магазинов идёт «Красный Кролик» с 16 магазинами. «Город ЗОО» в своей сети насчитывает 10 филиалов, «Зоомагазин 70» – семь, Zoocent – шесть, «Петбург» – два. Из федеральных сетей работает Petshop, других «варягов» на томской земле нет.

Зоотовары активно продаются в трёх гипермаркетах «Лента» и в сети магазинов товаров для дома и сада «ХозСити», которая насчитывает 16 филиалов.

Конкуренция среди зоорозницы довольно высокая, нередко магазины разных сетей открываются в одних и тех же зданиях и торговых центрах. Иногда даже на одном этаже.

зоорынок  зоорынок

В городе около 60 ветеринарных клиник, четыре из них – государственные. Сетевых учреждений в городе, по сути, нет. По два филиала имеют «Рыжий лис», «ТомВет», клиника Недзельского, «Мой любимый друг», «БиоВетЦентр Максимова» и «Здоровый друг».


Справка
Томск основан в 1604 году. Старейший в Сибири образовательный, научный и инновационный центр. Население около 550 тысяч человек. Седьмой по численности населения город Сибири, 29-й по численности населения город России. Неофициальные данные говорят о том, что 25% всего городского населения – студенты.
По данным Томскстата, в городах области проживают около 750 тысяч человек и в сельской местности — 302 тысячи человек. Демографическая ситуация в январе–июне 2023 года в Томской области характеризовалась процессом естественной убыли населения. «Миграционный индекс» на июнь 2023 года отрицательный — из Томска уезжает больше людей, чем прибывает.
В Томске развита сфера строительства, промышленности и энергетики, добывающие отрасли. В городе Северске (закрытое АТО), который входит в Томскую агломерацию, работает Сибирский химический комбинат. Ранее на его территории функционировала АЭС, которая сейчас остановлена, реакторы выведены из эксплуатации в 2008 году.
В городе широко представлены федеральные, региональные и местные торговые сети. Функционирует большое число торговых центров и комплексов. Оборот розничной торговли в Томске в 2022 году оценивался в 245 млрд рублей.


Торговые приоритеты и проблемы

зоорынокПо данным «Красного Кролика» и «Планеты ЗОО», которые занимают 36% от всей томской зоорозницы, в основном в регионе пользуются спросом продукты для кошек. Это примерно 70% от реализации всех зоотоваров для кошек и собак.

Популярными торговыми марками кормов остаются Purina и Royal Canin. По словам наших собеседников, выгода от реализации этих рационов с каждым годом падает. Высокую наценку удаётся делать на локальные бренды, такие как Delicana, но объём их продаж намного меньше, чем у международных брендов.

Лакомства TiTBiT и «Деревенские лакомства» лидируют в этих сетях в данной категории, однако на прилавках томских зоомагазинов есть и «Мнямс», и продукты компании «Евро-Продукт-К», бренды сибирских производителей.

Как и везде, у местного зообизнеса масса вопросов и претензий к маркетплейсам. Особенно по продажам ветеринарных препаратов, которые продаются сейчас на площадках без лицензии, а их доставка осуществляется на нелицензированном транспорте. Мария Хороших отметила, что ни в одном зоомагазине города сейчас нельзя купить популярные препараты «Симпарика» и «Бравекто», а на Wildberries они есть.


Для информации: «Планета ЗОО» — крупнейшая сеть зоомагазинов в Томске и Северске, которая работает с 5 апреля 2008 года. На данный момент всего открыто 34 магазина в разных районах города Томска (26 магазинов, офис и интернет-магазин и шесть точек — в Северске). В пяти торговых точках сети есть отделы аквариумистики, и в них продаются животные. Почти в каждом зоомагазине – ветаптека.


Удобство покупок зоотоваров на маркетплейсах, по словам наших собеседников, оттягивает часть покупателей из офлайна в e-com. Падает количество чеков в зоомагазинах, хотя величина среднего чека сохраняется. Снижаются продажи аксессуаров: то, что раньше продавалось в течение недели, сегодня зоомагазин распродаёт за месяц.

зоорынок

Основную ставку в противовес маркетплейсам зоомагазины Томска делают на консультации хорошо подготовленных, обученных продавцов и доступность товара «здесь и сейчас».

Ассортимент

Виталий ПодопригораВиталий Подопригора рассказал, что матрица томских и новосибирских «Кроликов» отличается примерно на 30%. Это отражение и уровня доходов томичей (зарплаты здесь намного ниже, чем в Новосибирске), и спроса, который складывался десятилетиями – какие-то бренды зоотоваров любят, а какие-то нет – без объяснения причин.


Для информации: «Красный Кролик» – сеть зоомагазинов, основанная в октябре 2019 года в Новосибирске. Сегодня в состав сети входят: один гипермаркет (1850 кв. м), 79 розничных магазинов в Новосибирске и Томске, 11 груминг-салонов и две ветеринарные клиники.


Зоорынок

Клиентоориентированность в ассортименте заметна даже на примере сетевых продуктовых магазинов, матрицы которых могут различаться даже в зависимости от района Томска, не говоря уже об отличиях, которые есть между областными городами. В сетевых зоомагазинах Томска ассортимент товаров часто зависит ещё и от величины торговой площади.

Развитие

Мария ХорошихПо словам Марии Хороших, в Томске ощущается дефицит помещений для торговли. Поэтому чаще всего стратегические планы по открытию новых торговых точек зависят от предложения хороших мест со стороны арендодателей. Как только такие варианты попадаются, в городе появляется новый магазин зоотоваров.

Существует и обратный эффект: при заходе на рынок или расширении крупных продуктовых или аптечных сетей зоомагазины теряют «выгодные» помещения, которые «перекупает» большой бизнес.

Город небольшой, и существующая инфраструктура торговли зоотоварами  вместе с продуктовым ретейлом и маркетплейсами, вероятно, удовлетворяет основные потребности местных владельцев животных.

зоорынок

Основные сети ладят между собой, и острой конкурентной борьбы здесь нет. Амбиции у местных зообизнесменов умеренные, а стратегия продуманная: есть возможность – развиваемся, нет – просто зарабатываем деньги. Федеральным зоосетям Томск пока не интересен, из российских сетей здесь только Petshop.

Город молодёжный, студенческий, как работать с новым поколением покупателей, здесь пока ещё учатся и уже строят планы по привлечению зумеров в ряды владельцев домашних питомцев и в зоомагазины. Возможно, именно эта четверть населения города, при определённых обстоятельствах, когда-то может стать серьёзным драйвером увеличения числа питомцев в Томской области и роста местного зоорынка.