Начать обзор придётся с минорной ноты: фактических данных о производстве ветеринарных ЛП в России катастрофически мало. Если на рынке препаратов для медицинского применения объёмы выпуска фиксируются сразу с помощью нескольких инструментов, то в отношении данных о производстве продукции ветеринарного назначения пока более-менее достоверные данные есть только по вакцинам. Это, конечно, не означает, что измерить активность отечественных производителей абсолютно невозможно, просто приходится задействовать опосредованные методы анализа.
Ветеринарные препараты: рынок сырья
Первый аспект, который позволяет оценить состояние внутреннего производства ветеринарных ЛП – анализ данных по поставкам импортного сырья в Россию. Если не считать производства всё тех же вакцин, то ветеринарный рынок в очень значительной степени зависит от поставок иностранного сырья, так что объёмы и ассортимент ввозимых в нашу страну активных ингредиентов для производства ветеринарных ЛП являются весьма достоверной характеристикой развития. Суммарный объём поставок субстанций ветеринарного назначения (включая продукты для производства препаратов для лечения сельскохозяйственных животных) по итогам 2021 года составил 1,4 тысячи тонн (рис. 1), а общая стоимость ввезённого сырья за период приблизилась к 4,1 млрд рублей (в ценах с учётом стоимости таможенной очистки).
Рис. 1. Динамика объёмов ввоза фармсубстанций ветеринарного назначения в Россию (кроме поставок из стран ЕАЭС)
Натуральные объёмы в 2021 году нельзя назвать рекордными, сопоставимое количество сырья было ввезено в нашу страну по итогам 2019 года – но тогда и сырьё, и готовые ветеринарные препараты завозились с запасом на переходный период в условиях смены порядка выпуска продукции на рынок. К тому же здесь интересны, конечно, не столько абсолютные цифры, сколько показатели динамики: отметим, что относительно результатов 2020 года объём ввозимого сырья вырос на 22% в натуральном и практически на 39% в рублёвом выражении. Интересно, что значимый рост общего объёма поставок как в денежном, так и в натуральном выражении фиксировался начиная с 2015 года, и здесь совершенно очевидны параллели с кризисом, который разворачивался в российской экономике в связи с событиями 2014 года. Именно тогда стало очевидно, что развитие собственного производства необходимо, как в отношении удовлетворения потребностей сельскохозяйственного направления, так и в отношении сегмента препаратов для мелких домашних животных (МДЖ).
Конечно, тут нельзя не провести параллели с текущими событиями на Украине и теми кризисными явлениями, которые наблюдаются как в отношении экономики, так и по причине санкционного давления на нашу страну. Сейчас также вполне можно прогнозировать рост активности отечественных производителей, с той лишь поправкой, что едва ли будет повторён всплеск продаж 2015 года – всё-таки эффект от «российского продовольственного эмбарго» периода 2014–2016 годов в целом уже отыгран, хотя здесь многое будет зависеть от политического процесса и тех ответных мер, которые могут приниматься в ходе противостояния санкционному давлению на нашу страну в современных условиях.
Начиная с 2015 года общий объём поставок сырья для производства ветпрепаратов вырос в денежном выражении в 3,6 раза, а натуральные объёмы увеличились в 2,5 раза. А если проводить сравнение с ещё более глубокой исторической перспективой, скажем, с показателями 2010 года, то тут объём в деньгах вырос в 15,2 раза, а поставки в тоннах увеличились в 6,6 раз. Кстати, важно отметить, что основным поставщиком субстанций для производства ветеринарных ЛП последние годы выступает Китай (более 93% денежного и 90% натурального объёма), и тут можно глобально не опасаться приостановки поставок сырья.
Ассортимент поставляемых субстанций за последние 12 лет тоже кардинально изменился: если в 2010 году ввозилось всего 22 наименования (по международным непатентованным названиям), то к 2015 году их количество увеличилось до 49 штук, а далее начало расти по восходящей, и к 2021 году в нашу страну ввозилось уже 98 позиций (рис. 2). В начале 2022 года, правда, был зафиксирован некоторый спад, но поскольку он не сопровождался падением натуральных и денежных объёмов отгрузок, скорее всего, здесь речь шла об абсолютно рабочем процессе, связанном с сезонными особенностями, а не о какой-то тенденции.
Рис. 2. Количество МНН и покупателей фармсубстанций ветеринарного назначения в отношении ввоза в Россию (кроме поставок из стран ЕАЭС)
Общее количество покупателей сырья также заметно выросло, в 2010 году их было всего 12, а по состоянию на 2021 год – уже 29 компаний. Показатель, правда, не рекордный: абсолютный максимум был зафиксирован ещё в 2017 году, тогда количество импортёров достигало 35, но далеко не всегда покупателями выступают непосредственно компании-производители, особенности дистрибуции могут включать в себя последовательную перепродажу несколькими оптовыми компаниями.
Лидеры в рознице
Второй возможный подход для оценки состояния производителей ветеринарных ЛП основан на анализе данных продаж в ветеринарных аптеках и зоомагазинах. Касается он уже практически исключительно ассортимента, направленного на лечение мелких домашних животных (МДЖ), и производителей соответствующей продукции. Продукция для лечения СХЖ в рознице, конечно, представлена, но у неё очень небольшая доля, всего порядка 6% от общего денежного объёма продаж.
Здесь глубина исторических данных заметно меньше – первый и пока единственный инструмент анализа продаж в рамках данного сегмента был разработан нашей компанией только в 2019 году, соответственно мы можем отслеживать тенденции начиная именно с того периода. Общее количество отечественных компаний с 2019 года изменилось не сильно, в 2019 году в рознице продавалась продукция 93 корпораций, к 2021 году их количество выросло до 95. Притом что топовые компании здесь за минувшие годы практически не менялись, ротация происходит в основном за пределами списка лидеров, о них мы поговорим чуть позже.
А вот доля отечественных компаний на розничном рынке на протяжении последних трёх лет неизменно падала. Примечательно, что речь шла не столько о сокращении продаж, – крупнейшие игроки в основном показывали рост, – сколько об отставании в динамике от своих зарубежных коллег. Во многом это происходит за счёт достаточно агрессивной маркетинговой политики иностранных компаний, они активно продвигают свою продукцию в СМИ, соцсетях, а также в точках продаж, отечественные игроки за редким исключением пока не способны составить им конкуренцию, если и не с точки зрения размера финансового ресурса, то хотя бы организационно, за счёт внятной стратегии поведения, а не интуитивных представлений о потребителе и рынке.
В итоге с 2019-го по 2021 год суммарная рублёвая доля отечественных производителей ветеринарных ЛП в рознице сократилась с 43,6% до 40% (рис. 3). По итогам I квартала 2022 года доля отечественных игроков вообще «рухнула» до отметки 34,4%, но это происходило практически исключительно за счёт ажиотажа в марте, когда на волне опасений относительно ухода из России иностранных производителей потребители формировали запасы привычных им препаратов. Натуральная доля отечественных компаний заметно выше рублёвой, но и тут налицо отрицательная динамика, с 70% в 2019 году доля российских производителей к 2021 году упала до 58,5%, а по итогам I квартала 2022 года составила 57,8%.
Рис. 3. Изменение доли российских компаний-производителей вет. ЛП на розничном рынке, включая онлайн сегмент
Рейтинг крупнейших отечественных компаний в ветеринарной рознице возглавляет «Агроветзащита», по итогам периода с апреля 2021 года по март 2022 года производитель объединял на рынке долю в 21,2%; правда, показатель прироста зафиксирован на минимальном уровне 0,1% в рублях (таб. 1). Вторую строчку за период занимает «Экопром», компания показала динамику на уровне 18%, и, надо отметить, это второй среди топовых компаний результат, лучший показатель прироста показал только «Агробиопром» – последний смог увеличить продажи на 19%.
Вообще ситуация по продажам у предприятий в рамках первой пятёрки игроков относительно благоприятная, все компании показывают рост, в некоторых случаях он ниже средних показателей по рынку, но всё же не идёт речи о падении продаж. А вот за пределами топа-5 абсолютное большинство компаний демонстрирует весьма ощутимое сокращение продаж в рознице. Худший результат показала «Армавирская биофабрика», за год поставки сократились на 15%. Основной розничный продукт предприятия – «АСД фракция», за этот период на него приходилось 82% всех продаж компании в рознице, и за год он потерял 12% продаж. Кстати, похожая ситуация наблюдается в отношении аналогичного продукта от «Агроветзащиты». Другой антирекорд ставит компания «Микро-Плюс» (–13%), у компании в рознице продаётся всего три продукта, и все они демонстрируют сокращение продаж.
Отдельно хотелось бы упомянуть предприятия, которые производят как препараты для медицинского применения, так и продукцию ветеринарного назначения. В число топовых игроков они не попали, крупнейшая из подобных компаний расположилась на 16-й строчке, это «Биннофарм» с антибактериальным препаратом «Ветбицин», за год розничные продажи препарата потеряли 9%. Ещё один пример – компания «Силма» (22-е место в рейтинге), производитель реализует энтеросорбент «Энтерозоо», и здесь ситуация обратная: продажи за год выросли на 17%.
Таб. 1. ТОР-15 российских производителей вет. ЛП на розничном рынке, включая он-лайн сегмент
№ | Компания | Доля за период апрель 2021—март 2022, %, руб. | Динамика апрель 2021—март 2022 /апрель 2020—март 2021, %, руб. |
1 | АГРОВЕТЗАЩИТА | 21,2 | 0,1 |
2 | ЭКОПРОМ | 18,3 | 18 |
3 | АПИЦЕННА | 13,6 | 2 |
4 | АСТРАФАРМ | 13,0 | 12 |
5 | АГРОБИОПРОМ | 5,0 | 19 |
6 | НИТА-ФАРМ | 4,4 | -5 |
7 | ВЕТБИОХИМ | 3,9 | -6 |
8 | ВЕДА | 2,7 | -2 |
9 | ХЕЛВЕТ | 1,6 | -12 |
10 | МИКРО-ПЛЮС | 1,4 | -13 |
11 | ВИК | 1,0 | -0,5 |
12 | ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР | 1,0 | -12 |
13 | АСКОНТ+ | 1,0 | -3 |
14 | АРМАВИРСКАЯ БИОФАБРИКА | 0,9 | -15 |
15 | ЗОЛОТАЯ РЫБКА | 0,7 | 1 |
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж вет. ЛП в России, Аудит розничных продаж вет. ЛП на маркетплейсах в России |
Ассортимент торговых марок, представленных на розничном рынке ветпрепаратов, довольно велик, всего за период с апреля 2021-го по март 2022 года в ретейле продавалось 670 торговых марок, причём за год их количество практически не изменилось, из них 367 наименований предназначено для лечения домашних животных. Общее количество товарных позиций (конкретных SKU) достигло за указанный период 2111 штук, за год их количество выросло на 190 наименований.
Рейтинг торговых марок ветпрепаратов (таб. 2) возглавляет линейка продуктов «Барс» (инсектоакарицидные и антибактериальные средства) от «Агроветзащиты», в сумме на неё приходится 10% от общего объёма рынка, здесь также зафиксирован прирост на уровне 2% в рублях. Второе и третье места заняли по итогам анализируемого периода продуктовые линейки «Инспектор» и «Рольфклуб 3D» (противопаразитарные и инсектоакарицидные препараты) от компании «Экопром», обе демонстрируют внушительный рост продаж в 24% и 14% соответственно.
Сопоставимую динамику демонстрировал ещё один продукт «Экопрома», антигельминтный препарат «Гельминтал», он находится на 14-й строчке рейтинговой таблицы и демонстрирует прирост продаж на уровне 24%. Достоен упоминания также продукт для регуляции половой охоты «Контрсекс NEO» от «Астрафарм», за год продажи препарата выросли на 20%.
Наиболее существенный спад продаж был зафиксирован по препаратам «Ивермек» от «Нита-Фарм» (–16%) и «Мультикан» компании «Ветбиохим» (–13%).
Таб. 2. ТОР-15 торговых марок вет. ЛП российских производителей на розничном рынке, включая он-лайн сегмент
№ | Торговая марка | Компания | Доля за период апрель 2021—март 2022, %, руб. | Динамика апрель 2021—март 2022 /апрель 2020—март 2021, %, руб. |
1 | БАРС | АГРОВЕТЗАЩИТА | 10,0 | 2 |
2 | ИНСПЕКТОР | ЭКОПРОМ | 7,9 | 24 |
3 | РОЛЬФКЛУБ 3D | ЭКОПРОМ | 3,9 | 14 |
4 | ПРАЗИТЕЛ | АСТРАФАРМ | 3,2 | 5 |
5 | ПРАЗИЦИД | АПИЦЕННА | 3,2 | 3 |
6 | ЧИСТОТЕЛ | ЭКОПРОМ | 2,2 | 5 |
7 | ДАНА | АПИЦЕННА | 2,2 | 5 |
8 | БЛОХНЭТ | АСТРАФАРМ | 2,0 | -1 |
9 | КОНТРСЕКС NEO | АСТРАФАРМ | 2,0 | 20 |
10 | СЕКС БАРЬЕР | АСТРАФАРМ | 1,8 | -4 |
11 | МУЛЬТИКАН | ВЕТБИОХИМ | 1,7 | -13 |
12 | ДИРОНЕТ | АГРОВЕТЗАЩИТА | 1,7 | 7 |
13 | ИВЕРМЕК | НИТА-ФАРМ | 1,7 | -16 |
14 | ГЕЛЬМИНТАЛ | ЭКОПРОМ | 1,7 | 24 |
15 | КОТЭРВИН | ВЕДА | 1,5 | 2 |
Источник: RNC Pharma®, Аудит розничных продаж вет. ЛП в России, Аудит розничных продаж вет. ЛП на маркетплейсах в России |
Читайте по теме:
– Импортные вакцины: вопросов больше, чем ответов
– Розничный рынок эктопаразитарных ветпрепаратов в России за 2021 год
– Розничный ветеринарный рынок в России по итогам 2021 года