Поиск

Зообизнес и маркетплейсы: опрос «Зооинформа» и Национальной ассоциации зооиндустрии

зообизнес

Текст: Ксения Чудинова
Фото: Scott Graham / Unsplash, egefox / AdobeStock

В сентябре 2023 года «Зооинформ» и Национальная ассоциация зооиндустрии провели совместный опрос. Он касался опыта сотрудничества зообизнеса и маркетплейсов и позволил выделить несколько важных тенденций.

В опросе участвовали респонденты из различных сегментов отрасли. 68% опрошенных — представители среднего бизнеса, 32% — малого. 97% опрошенных занимаются продажей, производством и дистрибуцией зоотоваров. Из них 32% — производители товаров для животных, 19% — владельцы собственной торговой марки (СТМ) и 26% — владельцы интернет-зоомагазинов.

Кто работает и для чего

Большинство компаний из сферы зообизнеса (67%) работает с маркетплейсами, и 27% делают это уже более трёх лет. Однако есть 9% фирм, ранее сотрудничавших с маркетплейсами, пришли к решению прекратить это. Отчасти это может быть связано с низкой финансовой эффективностью площадок для бизнеса. 24% опрошенных сообщили о прибыли, превышающей 30%, в то время как 60% — отмечают, что их доходность остаётся на нуле. Это может быть обусловлено высокой нестабильностью и непрозрачностью отношений между маркетплейсом и продавцом. Около четверти респондентов (23%) выступают за обязательное согласование изменений цен с продавцами, а 34% опрошенных считают, что цены на платформах должны соответствовать стоимости аналогичных товаров в зоомагазинах.

Маркетплейсы – кто они?

Говоря о тенденциях, нельзя не коснуться оценки роли маркетплейсов в глазах бизнеса: 59% участников опроса считают, что эти площадки — всего лишь один из каналов продажи товаров и услуг, и оценивать работу с ними нужно только по показателям финансовой эффективности. При этом 21% респондентов убеждены, что платформы — это высокорисковый канал сбыта. Всего 17% рассматривают маркетплейсы как канал коммуникации с покупателями, а 13% видят в них хороший маркетинговый инструмент для быстрого старта продаж.

зообизнес

Риски работы зообизнеса с маркетплейсами

Опрос также позволил выявить ключевые проблемы зообизнеса при взаимодействии с маркетплейсами. Среди всех опрошенных 60% оставили комментарии, в которых делились своими соображениями о рисках сотрудничества с платформами. Они разделились на следующие категории:

  • Финансовые риски (90%). Непредвиденные расходы, связанные с утерей товаров, повреждением при транспортировке или дополнительными затратами на восстановление качества товаров. Плохая прогнозируемость рентабельности бизнеса в результате игры с ценообразованием.
  • Правовые и регуляторные риски у бизнеса (27%), возникающие, когда поставщики и партнёры не соблюдают необходимые стандарты или нормативы, особенно это касается ответов о ветпрепаратах и кормах.
  • Репутационные риски (25%). Потеря доверия клиентов к бренду и снижение его продаж из-за плохого обслуживания, наличия контрафактных товаров или продукции сомнительного качества в ассортименте компании, представленной на маркетплейсе. К этому пункту отнесли и этические риски, когда некорректные действия менеджмента или сотрудников таких фирм приводят к снижению доверия к торговой марке.
  • Риски, связанные со взаимодействием с третьими сторонами (25%). Неясные и несогласованные обязательства и ответственность между продавцом, маркетплейсом и третьими сторонами вызывают разногласия и конфликты, которые мешают эффективной деятельности селлера, работащего в сфере зообизнеса. Сюда же отнесли риски, связанные со взаимодействием с покупателями, — разногласия и конфликты на тему качества, доставки и общей удовлетворённости клиента.
  • Управленческие риски (19%). Передача контроля над логистикой и качеством товара маркетплейсам приводит к неконтролируемости бизнеса и влечёт за собой кадровые потери и перестановки, а также форс-мажорное перестроение стратегических планов компании, работающих в сфере зооиндустрии.
  • Операционные риски (18%). Увеличение сроков исполнения заказов из-за задержек в поставках и несоблюдения условий хранения и перевозки приводит не только к потере клиентов, но и к изменению всего цикла производства.
  • Инновационные риски (13%): постоянно хромающие и непрояснённые отношения с маркетплейсами приводят к стратегии «Война план покажет», что отнимает время, которое можно потратить более продуктивно, и в конечном итоге влияет на конкурентоспособность бизнеса.
  • Юридические риски (12%). Неправильное оформление или недостаточная прозрачность в договоре с маркетплейсом создают проблемы, связанные с вопросами ответственности и компенсации убытков.

СКАЧАТЬ ИССЛЕДОВАНИЕ БЕСПЛАТНО