Поиск
зооиндустрия

Игра в каналах: маркетплейсы vs офлайн

Взаимодействие зооиндустрии с маркетплейсами в последние годы развивается почти как сюжет захватывающего детективного сериала. С каждым новым «эпизодом» появляется всё больше деталей и фактов, которые влияют на продажи зоотоваров, возникают неожиданные повороты. Между главными героями, офлайн-розницей и маркетплейсами, разворачиваются новые коллизии. Недавно в «сериале» возникла мистическая сюжетная линия: по данным RNC Pharma, лидером продаж в январе 2024 года в онлайн-канале стал ветеринарный препарат «Бравекто», который не завозится в Россию с июля 2022 года. Аналитическая компания сообщала, что последний раз препарат официально ввезли в июле 2022 года, речь шла о партии в 36 110 упаковок.

Текст: Александр Колчин

«Бравекто» прокрался незаметно

Согласно анализу, проведённому RNC Pharma, лидером продаж в 2023 году на омниканальном рынке стал инсектоакарицидный препарат «Бравекто» американской компании MSD*. Здесь стоит отметить, что этим лекарственным средством нельзя торговать в России, во-первых, производитель не получил сертификат GMP, во-вторых, категория ветеринарных препаратов не включена в постановление Правительства РФ, разрешающее параллельный импорт. Доля препарата на рынке в 2023 году составила 7,8%, динамика продаж показала снижение на 23% по сравнению с 2022 годом. В январе 2024 года «Бравекто» вышел на первое место по продажам в онлайн-канале в стоимостном выражении. Его доля в онлайн-продажах составила 14,7%. Относительно января 2023 года реализация препарата в рублях выросла в 2,7 раза.


* В 2022 году MSD уведомила Минпромторг о прекращении поставок в Россию ряда препаратов и вакцин. Компания также заявляла, что «прилагает все усилия», чтобы обеспечить поставки жизненно важных препаратов и вакцин, для которых в России отсутствуют альтернативные продукты или методы лечения.


Справка
Новые правила введения ветеринарных препаратов в оборот начали действовать в РФ с 1 сентября 2023 года. Они предусмотрены изменениями, внесёнными в закон «Об обращении лекарственных средств» в июне 2021 года. В соответствии с документом, все производственные площадки отечественных и зарубежных производителей должны быть аттестованы российским сертификатом GMP (надлежащая производственная практика). Если производитель не получил этот сертификат, то вводить в оборот свою продукцию на российском рынке он не может. Ввезённые до 1 сентября ветпрепараты можно реализовывать без сертификата GMP.

Россельхознадзор (РСХН) называет партии препаратов «Бравекто», продающиеся в России, контрафактом. В Telegram-канале службы написано, что «ветсредство “Бравекто” производства Intervet GesmbH (Австрия) не ввозится в Россию с 2022 года по инициативе производителя. Препарат не вводился в гражданский оборот, его продажа запрещена российским законодательством. Качество и безопасность не подтверждены». Ведомство призывает покупателей, столкнувшихся с предложениями приобрести поддельные ветеринарные препараты в интернете (без лицензии или с текстом на упаковке на иностранном языке), незамедлительно обратиться в Роскомнадзор или Россельхознадзор.

Уходя, не уходи…

Как же препарат, который нельзя продавать в России, попадает в страну, реализуется и становится лидером продаж? По данным RNC Pharma, в основном фармсредство завозится из Турции. На маркетплейсах оно продаётся в два-три раза дороже, чем до отмены поставок. Это объясняет увеличение общего дохода от продаж при одновременном снижении их количества.

Президент Национальной ассоциации зооиндустрии (НАЗ) Кирилл Дмитриев считает, что такое стало возможно из-за противоречий в законодательстве, отсутствия чётких правил дистанционной продажи ветеринарных препаратов и кормов, отсутствия внимания к маркетплейсам со стороны контролирующих органов.

Кирилл Дмитриев

Кирилл Дмитриев:
«В страну продолжают поступать и лекарственные препараты для ветеринарного применения от заводов без GMP, и корма, запрещённые Россельхознадзором к ввозу в Российскую Федерацию. Нужно разобраться, что это: легальный параллельный импорт или контрабанда и нарушение закона? Компания-производитель как получала деньги за свою продукцию, так и продолжает получать. У неё просто изменились география и цепочка поставок: раньше она поставляла продукт своему дистрибьютору или импортёру напрямую в Россию, а теперь поставляет эти объёмы в Беларусь, Казахстан, Армению и т. д. Предприниматели ЕАЭС перепродают товар в Россию, используя сложившуюся ситуацию для зарабатывания денег. Ситуация сложилась не сама по себе – мы её такой сделали, запретив официальные поставки или создав условия для их невозможности. Мы сами создали в стране “серый рынок” кормов и препаратов.

Кому от этого стало лучше? Потребителю, который всё равно покупает продукт, неизвестно откуда поставленный, и переплачивает в три раза? Честным российским компаниям, которые были импортёрами и дистрибьюторами, развивали продажи этих кормов и препаратов, вкладывались в рекламу бренда, а сейчас остались ни с чем? Государству, которое вряд ли получит налоги с этих объёмов продаж?

В Минсельхозе и Россельхознадзоре есть юридические службы, пусть они наконец-то прояснят вопрос: возможно ли запретить поставки и продажу в России препаратов и кормов, которые не должны попадать в РФ из стран ЕАЭС? Надо просто сказать, это законно или незаконно, и как в последнем случае РСХН будет это контролировать. Российские компании откроют офисы в Минске или Алматы, станут там импортёрами и будут поставлять продукцию в Россию легально».

Справка
Параллельный импорт — это ввоз в страну товаров без согласия производителя или правообладателя. Этот механизм называется «параллельным», так как импорт идёт одновременно с поставкой от официальных дилеров.

Помимо вопросов, касающихся загадочных поставок и схем продаж, которые должны объяснить компетентные ведомства, в текущей ситуации нельзя не увидеть явное стремление производителя сохранять контроль над хорошо изученным и прибыльным российским рынком. Трудно представить, что крупная международная компания не контролирует территориальную дистрибуцию и допускает неожиданный, вероятно, многократный рост рынка инсектоакарицидных препаратов в Турции или некоторых странах СНГ. Прекратить «слив» товара производитель может нажатием одной кнопки в программе отгрузок, но не прекращает.

По данным «Зооинформа», в России был ряд прецедентов, когда крупные импортёры, временно лишившись ключевых брендов, «закрывали» глаза на серый импорт из стран EAЭС. Так они сохраняли доступность торговой марки на рынке для потребителя и брали тайм-аут на решение вопроса с официальным ввозом. И в каких-то случаях это сработало: бренд с рынка не уходил и быстро возвращал популярность.

Похоже, что в случае с «Бравекто», и, вероятно, не только с ним, ситуация развивается по этой же схеме. В Госдуме уже заговорили об отмене GMP для иностранных производителей, поставщики всеми правдами и неправдами тянут время, чтобы бренд не ушёл с рынка до начала официальных поставок.

Правила есть… но их нет

Как же получается, что продажи запрещённой в России продукции идут через маркетплейсы? Маркетплейсы — агрегаторы, которые предоставляют электронную площадку и свою логистику для торговли продавцам, заключившим с ними договор. Откуда взялся товар, какое у него качество и есть ли у продавца право торговать им, платформы не проверяют.

Именно поэтому Национальная ассоциация зооиндустрии уже несколько лет ведёт планомерную работу с регуляторами, чтобы упорядочить продажи на маркетплейсах лекарств и кормов для домашних животных. Ветеринарные препараты должны реализовывать селлеры, логисты и ПВЗ, которые имеют специальную лицензию на торговлю фармпрепаратами, а все корма должны проходить через систему прослеживания «Меркурий».

Начали с продаж ветеринарных препаратов. Вопрос о бесконтрольной реализации ветпрепаратов на маркетплейсах неоднократно возникал в ряде дискуссий на заседаниях НАЗ, в «ОПОРЕ России», ТПП и на Общественном совете при Россельхознадзоре. НАЗ совместно с «ОПОРОЙ России» и «Союзфармой» разработал правила дистанционной торговли лекарственными средствами для ветеринарного применения. За основу взяли уже работающие правила дистанционной продажи лекарственных средств для людей. Проект одобрил Россельхознадзор, и его направили в Минсельхоз для последующего утверждения.

Минсельхоз отклонил правила. В ответе ведомства (письмо имеется в распоряжении редакции) говорится, что продажа лекарственных средств на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 12 апреля 2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и принятыми в его развитие подзаконными актами. Согласно пункту 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», торговля ветеринарными препаратами как фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию. Одним из лицензионных требований является наличие у лицензиата работника, который занимается хранением, розничной торговлей, отпуском, перевозкой и изготовлением препаратов, имеет высшее или среднее фармацевтическое образование, а также сертификат специалиста или пройденную аккредитацию специалиста либо высшее или среднее ветеринарное образование, а также сертификат специалиста.

Таким образом, продажа ветпрепаратов через маркетплейсы возможна с условием получения или доставки из организации, имеющей лицензию и сотрудника с соответствующим образованием в штате.

Ответ из Минсельхоза о том, что правила уже есть, пришёл 15 марта. А 25 марта в «ОПОРУ России» поступило новое письмо (документ имеется в распоряжении редакции) из министерства за подписью того же самого сотрудника, о том, что… правил нет. «Осуществление ветеринарной аптечной организацией розничной торговли лекарственными препаратами для ветеринарного применения дистанционным способом при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность и соответствующего разрешения Россельхознадзора Федеральным законом не предусмотрено», — говорится в нём. Чтобы правила появились, нужно внести соответствующие изменения в Федеральный закон.

Кирилл Дмитриев: «Скорее всего, в лечении у людей и домашних питомцев – разный статус. По закону животное является имуществом, и его нужно не лечить, а “ремонтировать”. А про “ремонт” никаких регламентов нет, считает Минсельхоз, поэтому, чтобы начать разрабатывать правила дистанционной торговли ветпрепаратами, нужна информация и куча данных, и вот вы —Национальная ассоциация, нам их подавайте. И мы готовы такие данные предоставить, лишь бы закончилась сумятица с законами и были определены правила игры в каналах продаж».

Самое интересное – впереди

НАЗ готовит новый запрос в Минсельхоз, чтобы получить разъяснение, какое же из этих писем является верным и как ассоциации действовать дальше – добиваться исполнения существующего закона или создавать новый регламент для дистанционной продажи. Главная задача ассоциации – вернуть торговлю лекарствами для животных в правовое поле.

Законопослушные предприниматели, которые получают лицензии на торговлю ветпрепаратами и имеют склады, держат в штате ветеринарных врачей и транспорт, соответствующий лицензионным требованиям, находятся в неравном с маркетплейсами положении. Последние продают ветпрепараты через постаматы и ПВЗ, у которых нет никаких лицензий. Часть кормов и лакомств, как выяснил «Зооинформ», не проходит учёт в «Меркурии». И платформы могут продавать товары, которые в стране не разрешены. НАЗ намерена довести дело до конца, чтобы отрасль смогла работать по правилам и законопослушные бизнесмены восстановили свои позиции и в онлайн-торговле.

Продолжение детективного сериала о маркетплейсах грозит затянуться не на один сезон. Впереди ещё маркировка ветпрепаратов и кормов, которая, по замыслу «сценаристов», должна свести на нет все нарушения с контрафактной продукцией, в том числе и в интернете. Будут ли платформы соблюдать правила или опять их проигнорируют, смогут ли контролирующие ведомства обуздать нарушителей и появятся ли правила дистанционной продажи ветпрепаратов – «Зооинформ» узнает и расскажет вам одним из первых. Не переключайтесь!