Поиск

Продажа ветпрепаратов на Wildberries: суд отменил штраф, наложенный на продавца

Ветпрепараты на Wildberries: суд отменил штраф для продавца

Один из крупнейших российских маркетплейсов наложил штраф в размере ₽4,6 млн на продавца, предлагавшего покупателям инсектоакарицидные ветпрепараты. Оштрафованный селлер обратился в суд.

В исковом заявлении говорится, что в документах платформы нет чёткого запрета на продажу безрецептурных ветпрепаратов, а техподдержка Wildberries, куда продавец обратился, формируя предложение, подтвердила, что продажа этих товаров разрешена. В ответе службы говорилось: «Ваши товары относятся к категории ветеринарных препаратов, разместите их в категории “Ветаптека”».

Получив такое сообщение, продавец разместил свои товары и начал принимать заказы. Однако спустя некоторое время все заказы были заблокированы, и маркетплейс выписал штрафы на общую сумму ₽4,65 млн, с конфискацией почти ₽1 млн из уже заработанных средств. При этом Wildberries ссылался на пункт договора, который якобы указывал на запрет реализации ветпрепаратов.

В ходе рассмотрения иска суд привлёк лингвистического эксперта, который подтвердил, что по правилам русского языка оферта должна трактоваться именно так, как это понял продавец: запрещены лишь рецептурные препараты как для людей, так и для животных.
Суд также указал, что если трактовка правил спорна, они должны толковаться против стороны, разработавшей эти нормы.

В результате суд обязал ООО «Вайлдберриз» отменить штрафы, вернуть продавцу заработанные деньги и выплатить проценты за использование средств. Также с маркетплейса были взысканы расходы на юридические услуги.

На данный момент в разделе «Ветаптека» на Wildberries всё ещё продаются ветеринарные препараты, включая те, за продажу которых был оштрафован продавец.


Специалисты зооиндустрии уже неоднократно отмечали, что взаимодействие отрасли с цифровыми площадками в последние годы развивается почти как сюжет захватывающего детективного сериала. С каждым новым «эпизодом» появляется всё больше деталей и фактов, которые влияют на продажи зоотоваров. Между главными героями, офлайн-розницей и маркетплейсами разворачиваются новые коллизии. Недавно в «сериале» возникла мистическая сюжетная линия: по данным RNC Pharma, лидером продаж в январе 2024 года в онлайн-канале стал ветпрепарат «Бравекто», который не завозится в Россию с июля 2022 года.

Президент Национальной ассоциации зооиндустрии (НАЗ) Кирилл Дмитриев считает, что такое стало возможно из-за противоречий в законодательстве, отсутствия чётких правил дистанционной продажи ветеринарных препаратов и кормов и внимания к маркетплейсам со стороны контролирующих органов.

«Кому от этого стало лучше? Потребителю, который всё равно покупает продукт, неизвестно откуда поставленный, и переплачивает в три раза? Честным российским компаниям, которые были импортёрами и дистрибьюторами, развивали продажи этих кормов и ветпрепаратов, вкладывались в рекламу бренда, а сейчас остались ни с чем? Государству, которое вряд ли получит налоги с этих объёмов продаж?» – задаётся вопросом эксперт.

Подробнее о ситуации рассказывается в нашем материале «Игра в каналах: маркетплейсы vs офлайн».