Поиск

RNC Pharma: продажи ветпрепаратов выросли с начала года

Продажи ветпрепаратов выросли с начала 2024 года
Фото: Freepik

Как выяснили в аналитической компании, суммарный объём розничного рынка ветпрепаратов с января по февраль 2024 года составил ₽4,5 млрд (в розничных ценах, включая НДС). Динамика относительно аналогичного периода 2023 года составила 16% в российской валюте. Всего за два месяца покупатели приобрели 35 млн минимальных единиц дозирования (МЕД), а показатель прироста в натуральных величинах превысил 13%.

В этот период росли как онлайн-, так и офлайн-продажи. При этом темпы развития e-com-направления значительно опережают рост традиционной розницы — так, продажи в онлайне увеличились за два месяца на 83% в стоимостном и на 65% в натуральном выражении. Офлайн-канал по итогам января–февраля 2024 года продемонстрировал рост на 5% в рублях и на 7% в МЕД. Стоит отметить, что динамика интернет-продаж в первые два месяца прошлого года была значительно выше — относительно идентичного периода 2022 года продажи увеличились более чем в два раза как в рублях, так и в МЕД.

Основной вклад в динамику продаж двух месяцев текущего года внёс февраль — в этом месяце в ряде регионов России уже начинается сезон и повышается спрос на некоторые группы препаратов. Причём сезонные колебания гораздо более заметны в офлайн-канале. По отношению к январю текущего года онлайн-продажи выросли на 8%, а в традиционной рознице на 11% в МЕД. В целом на розничном рынке ветпрепаратов за февраль 2024 года было реализовано 18,4 млн МЕД на сумму ₽2,5 млрд.

За последние три года доля e-com-канала на рынке ветеринарных лекарств стабильно росла, не стали исключением и январь–февраль 2024 года. Доля онлайна достигла 21,7% в рублёвом эквиваленте, в то время как в аналогичный период прошлого года составляла 13,7%, а за первые два месяца 2022 года всего 6,7%. В натуральных показателях доля выросла с 11,3% в январе–феврале 2023 года до 16,4% в отчётный период 2024 года.

Примечательно, что средняя цена в расчёте на одну реализованную МЕД по итогам первых двух месяцев 2024 года в офлайне относительно аналогичного периода 2023 года снизилась на 1,4% и составила ₽122, тогда как на маркетплейсах стоимость увеличилась на 11%, до ₽171 за МЕД.

В онлайн-канале по итогам января–февраля 2024 года было реализовано порядка 840 торговых марок ветеринарных препаратов — на 80% меньше, чем предлагается в офлайне. При этом за год число позиций в e-com выросло на 99 штук.

Максимальные расходы покупателей за первые два месяца в сегменте электронной коммерции были направлены на эктопаразитарные средства и ветпрепараты для лечения заболеваний сердца. При этом если продажи средств для уничтожения эктопаразитов увеличились на 85%, то стоимостной объём кардиологических препаратов вырос почти вдвое относительно января–февраля 2023 года. В этой группе лидирует «Ветмедин», препарат, предназначенный для терапии сердечной недостаточности у собак от компании «Берингер Ингельхайм» — на маркетплейсах потребители потратили на него более ₽83 млн за два месяца текущего года.

В традиционной рознице в денежном выражении также лидируют эктопаразитарные средства — на них покупатели израсходовали ₽564 млн, на втором месте по популярности эндектоциды (эффективные против экзо- и эндопаразитов одновременно) — таких средств было приобретено почти на ₽529 млн. А препараты для лечения заболеваний сердца в офлайн-канале на 10-м месте по денежным показателям.

Среди компаний на розничном рынке (включая онлайн) по итогам января–февраля 2024 года отмечаются перестановки. Максимальные объёмы продаж ветпрепаратов были у американской фармкомпании «Эланко», с ростом реализации на 28% в рублях — за год она поднялась на две строчки рейтинга. С шестой позиции на вторую стремительно взлетела словенская «КРКА» — динамика в рублёвом эквиваленте составила +60%. Другая американская компания, «Зоэтис», напротив, спустилась на третью строчку рейтинга — продажи сократились на 9% относительно отчётного периода 2023 года. Перечисленные производители входят в тройку лидеров на розничном рынке ветеринарных препаратов и концентрируют более 29% стоимостных продаж в анализируемый период.

Рис. Помесячная динамика розничного рынка ветеринарных препаратов в России (включая онлайн-канал) в январе 2023 – феврале 2024 года, млрд руб., в розничных ценах, включая НДС.

Источник: RNC Pharma