По данным компании NielsenIQ, в период с ноября 2022 года по октябрь 2023 года в офлайн-магазинах средневзвешенная цена за 1 кг корма для кошек выросла на 14,5%, для собак — на 17,4% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. В онлайне ситуация иная — здесь наблюдается стагнация стоимости за 1 кг рациона: питание для кошек подорожало на 0,5%, а для собак снизилось на 1%. Что происходит с ценами? Почему производители и дистрибьюторы вынуждены поднимать их? Что на это влияет? Повысятся ли цены в 2024 году и насколько? «Зооинформ» изучил ситуацию и поговорил об этом с экспертами рынка.
Текст: Александр Колчин
Рост цен на корма – ниже прошлогоднего
Рост цен на питание для домашних животных, которых в России около 80 млн (собаки и кошки — основные питомцы россиян — их около 67 млн), происходит ежегодно. Среди причин — увеличение стоимости производства (сырьё и затраты на изготовление), логистики и дистрибуции продукта. В последние годы к этому добавился скачущий курс валют, а в 2023 году — высокая ключевая процентная ставка ЦБ, которая сделала дорогими кредиты для бизнеса.
Самые высокие цены на корма для кошек и собак традиционно фиксируются в зоомагазинах, самые низкие — в неспециализированной рознице. Компания NielsenIQ утверждает, что средняя стоимость сухого рациона для кошек на общем рынке в октябре 2023 года была на уровне ₽437 за кг, влажного — на уровне ₽295 за кг. Цена на сухой корм для собак определялась на уровне ₽300 за кг, а влажного — ₽296 за кг. Продукты среднего и низкого ценового сегмента доминируют в неспециализированной рознице. В зооканале и онлайн-продажах специалисты отмечают преобладание рационов высокого ценового сегмента.
По данным Росстата, с января по декабрь 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года цена за кг сухого корма выросла в среднем на 15% — с ₽285 до ₽328. В прошлом году ведомство говорило, что стоимость кг сухого рациона в течение года увеличилась на 32%. Объединив данные разных источников, можно говорить о росте розничной цены на корма для кошек и собак на 15–18%.
«Цены на продукцию растут, потому что производство кормов подорожало, — считает основатель бренда BOWL WOW™ Рустам Рахманкулов. — На это влияет несколько факторов: валютный курс, а также, на мой взгляд, увеличение спроса на изготовление рационов на внутреннем рынке из-за ограничений импорта. С увеличением спроса на производственные мощности — растёт цена на сырьё, оплату труда, логистику и т. д. Есть дефицит людей на рынке — чтобы найти сотрудника, нужно привлечь его хорошими условиями, в том числе и высокой зарплатой. В 2023 году мы как бренд держали цену неизменной весь год, даже когда в середине года повысилась себестоимость производства, и улучшили рецептуру, добавив дорогие ингредиенты. Поскольку мы вывели на рынок новый бренд, мы не хотели отпугивать наших потребителей скачками цен. В начале 2024 года повысили стоимость корма всего на 10%».
Сырьё, производство и цены
В начале 2024 года Минсельхоз России, отвечая на претензии потребителей о росте стоимости кормов для домашних животных, отметил, что цена сырья для производства таких продуктов, по мнению аналитиков министерства, в последнее время демонстрирует стабильность. «Стоимость говядины за месяц (январь 2024 года. — Прим. ред.) практически не изменилась — рост на 0,7%, тогда как мясо кур и свинина подешевели на 4% и 4,4% соответственно», — сообщили в пресс-службе Минсельхоза.
Однако, по материалам портала news.ru, который ссылается на данные Росстата и Союза потребителей России, рост цены на говядину в 2023 году составил 6,5%, на мясо курицы почти 30%, а на свинину порядка 14,4%.
С конца января 2024 года Китай вновь разрешил импорт свинины из России. Прогнозы на экспорт — порядка 250 тысяч тонн. Такой объём может ощутимо повлиять на рост цены на свинину на внутреннем рынке. В кормах для домашних животных этот вид мяса почти не используется, однако некоторые эксперты зоорынка считают стоимость за кг свинины маркером на рынке мясного сырья. Если повысится цена на свинину, то за ней подтянутся цены на говядину и птицу. Таким образом, в 2024 году роста стоимости на мясное сырьё для производства рационов для питомцев вряд ли удастся избежать.
По данным «Зооинформа», у компаний зооиндустрии коммерческая политика в отношении цены на свою кормовую продукцию в 2023 году была разной. Вероятно, такой тренд «разнонаправленного подхода» сохранится и в текущем году.
Один из крупнейших международных производителей рационов для питомцев в России — компания Mars — не поднимал цену на свою продукцию уже полтора года.
Другой крупный игрок на рынке кормов для домашних животных — российское подразделение швейцарской компании Nestlé — по сообщению РБК, с февраля 2024 года повысил цены на часть продукции.
Федеральная антимонопольная служба признала, что Mars и Nestlé занимают коллективное доминирующее положение на рынке кормов для домашних животных в России с долей в 73,1% от общего объёма реализации рационов для кошек и собак. После этого производители взяли на себя добровольные обязательства по предоставлению торговым партнёрам промоскидки до 30% на определённый ассортимент кормов для питомцев. Поможет ли это снизить цены для конечных потребителей — пока сложно прогнозировать, довольно часто скидки остаются «в кармане» сетевого продавца.
Новосибирский производитель кормов — компания «ПроРацион» — отметил, что в 2023 году выпуск рационов несомненно подорожал, на это существенно повлияли стоимость сырья, логистики и дорогие кредиты. Цены на сырьё и логистику, по данным компании, за 2023 год увеличились на 12% и более. Однако «ПроРацион» как мог сдерживал стоимость на свою продукцию и производство частных торговых марок и увеличил их всего на 10%.
Справка:
По данным аналитической компании SoyaNews, начиная с мая прошлого года стоимость готового корма (без учёта НДС) в России снижалась. Однако по сравнению с предыдущим годом она выросла: например, в декабре 2023 года она была выше на 22,7%, чем в декабре 2022 года.
Дорогие кредиты и маркировка
Президент Национальной ассоциации зооиндустрии (НАЗ) Кирилл Дмитриев считает, что серьёзное влияние на стоимость питания для кошек и собак в 2023 году оказывали, а в 2024 году продолжат оказывать дорогие кредиты и маркировка кормов.
«Помимо подорожания логистики, сырья, увеличения цен на энергоносители, мы находимся в условиях очень высокой ключевой ставки, которую поднимает Центробанк, стараясь бороться с инфляцией, — считает Кирилл Игоревич. — Как при такой ставке можно иметь доступ к дешёвым кредитным ресурсам для развития бизнеса — мне неизвестно. По мере того как осложняется доступ к финансированию, увеличиваются проценты по кредитам, эти издержки закладываются производством и бизнесом в себестоимость продукции. К сожалению, корма дорожали и будут дорожать, если не будет доступного кредитования отрасли. Для того чтобы бизнес, и производство особенно, мог развиваться, государству нужно делать кредитование для него более доступным».
Ещё один фактор роста цен на корма для домашних животных в будущем — обязательная маркировка товаров этой категории. Уже идёт эксперимент по нанесению идентификационных знаков на рационы. Многие представители отрасли, в том числе члены НАЗ, в этом участвуют. Задача эксперимента — понять, как процесс маркировки может снизить производительность на предприятии и каким образом можно не допустить этого. Ещё одна задача — определиться с предстоящими затратами на маркировку как на производстве, так и в розничной торговле.
«Очень важно, чтобы мы сейчас открыли глаза правительству, Минфину, Минэкономразвития, Минпромторгу на то, что введение обязательной маркировки на корма и ветпрепараты неизбежно приведёт к очередному витку подорожания продукции, — считает Кирилл Дмитриев. — Нам нужно показать, каких инвестиций потребует введение обязательной маркировки от каждого из участников оборота. Сколько процентов эта “маркировочная наценка” будет составлять от оборота или от себестоимости продукции».
Ввоз кормов и снижение конкуренции
Ещё одним из факторов возможного роста цен специалисты называют снижение конкуренции в кормовом сегменте на внутреннем рынке. За последние несколько лет в Россию прекратились поставки большого количества брендов рационов из-за рубежа. В 2023 году опять был закрыт ввоз с ряда европейских заводов. По данным Россельхознадзора, в прошлом году в страну было ввезено всего 80 тысяч тонн кормов, что на 33% меньше, чем в 2022 году.
Импортные бренды, так или иначе, создавали определённую конкурентную среду. Деятельность иностранных производителей по вводу в ассортимент новых продуктов, разработка инновационного питания, технологичность дистрибуции и развитие e-commerce мотивировали российские фирмы к развитию.
Сейчас такой мотивации, по мнению Кирилла Дмитриева, уже меньше. «С одной стороны, российские компании получили серьёзную преференцию в возможности наращивания своего производства, увеличении объёма продаж, — считает президент НАЗ. — С другой стороны, мы давно понимаем, что отечественный продукт по своей стоимости на полке зоомагазина уже не дешевле импортного, а временами и дороже. Отсутствие конкуренции приводит к удорожанию локальных товаров: рынок в данном случае реагирует на спрос. Есть спрос, соответственно, компания будет продавать корм по той цене, по которой его готовы купить. Совершенно справедливо. Определённый оптимизм вселяет то, что количество российских заводов, выпускающих корма, как сухие, так и влажные, постоянно растёт. Часть из них находится на финальной стадии реализации проектов, часть только строится. Но появление новых производств, вне всякого сомнения, должно привести к повышению конкуренции между отечественными производителями. И это, в свою очередь, может сказаться на снижении или стабилизации цен».
Перспектива: будут ли расти цены на корма?
В 2023 году основной рост цен на рационы для домашних животных, по мнению экспертов рынка, был связан с увеличением стоимости производства, повышением цен на сырьё, дефицитом ингредиентов, удорожанием логистики, дорогими кредитами для промышленности и снижением конкурентной среды. Тем не менее — рост цен на корма в прошлом году был ниже, чем в 2022 году. По данным аналитических компаний, это не более 15–17%. По данным «Зооинформа», крупные производители весь год старались держать цены на уровне 2022 года, беря значительную часть расходов на себя, а не переносили их на карман потребителя.
В 2024 году повышение цен на питание для животных может быть связано с введением обязательной маркировки кормов, однако уже известно, что проект постановления о введении маркировки отправлен на серьёзную доработку. У зооиндустрии есть шанс, что в текущем году рационы и ветпрепараты получат отсрочку от инвестирования в оборудование и дополнительных расходов на маркировку. Значит, эти расходы не лягут на владельцев животных.
Совет директоров Банка России 16 февраля 2024 года принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 16% годовых. Текущее инфляционное давление снизилось по сравнению с осенними месяцами, но остаётся высоким. Внутренний спрос продолжает значительно опережать возможности расширения производства товаров и услуг. Поэтому, вероятнее всего, дорогие кредиты останутся актуальными для зообизнеса и в текущем году и будут влиять на стоимость конечной продукции.
Вероятнее всего, сокращение импорта кормов продолжится, что также может отразиться на ценах на корма.
Введение в строй крупных предприятий по выпуску рационов для животных, таких как ГК «Талина» (50 тысяч тонн), «Петэксперт» (20 тысяч тонн), «Биотех» (20 тысяч тонн), «Лемниската» (около 10 тысяч тонн), увеличение мощностей LIMKORM до 90 тысяч тонн в год и «Мираторга» до 66 тысяч тонн в сухих кормах и до 36 тысяч тонн во влажных могут дать рынку в текущем году дополнительные 180–200 тысяч тонн продукции. Однако это значительно повысит конкуренцию на рынке сырья, особенно для изготовления рационов премиального класса. Поэтому увеличение производственных мощностей приведёт, скорее всего, не к снижению, а к повышению цены на готовые корма. Вероятно, рост цен будет выше, чем в 2023 году, и, по мнению специалистов, может составить около 20%.
Справка:
В 2023 году выросли цены не только на корма для домашних животных. Аналитическая компания RNC Pharma сообщила, что цены на ветеринарные препараты на розничном рынке России (включая онлайн-продажи) в 2023 году выросли относительно показателей 2022 года на 26,6%.
По данным Росстата, в январе 2024 года клинический осмотр животного в ветклинике в среднем по стране обходился владельцу питомца на 12,8% дороже, чем год назад. Рост стоимости на услуги вакцинации за год составил 17%.