Несмотря на инфляционное давление, производители кормов для животных в Восточной Европе справляются с ситуацией. В минувшем году рост цен на готовые рационы не сильно повлиял на потребительское поведение владельцев собак и кошек в этом регионе. Промышленные рационы для питомцев по-прежнему пользуются высоким спросом и широкими экспортными возможностями, в том числе за пределами ЕС.
В Польше в марте 2023 года средняя стоимость кормов для домашних животных подскочила на 43% по сравнению с предыдущим годом — такие цифры привели аналитический центр UCE research и Университет Мерито WSB.
Такая же тенденция наблюдалась и на других рынках региона. В Венгрии в начале 2023 года средние цены на продукты питания выросли на 50% по сравнению с предыдущим годом, по оценкам Федерации пищевой промышленности Венгрии. Организация выражала обеспокоенность тем, что в условиях растущего кризиса стоимости жизни потребительский спрос может оказаться под угрозой. Однако опасения экспертов не оправдались. Рыночная турбулентность сошла на нет, инфляционное давление во второй половине 2023 года в значительной степени ослабло.
Александрас Бацевичюс, аналитик Euromonitor International, отмечает:
«Кризис стоимости жизни практически не повлиял на продажи кормов для животных. Исторически сложилось так, что зооиндустрия оказалась более устойчивой к рецессии, чем другие отрасли FMCG. Зоорынок демонстрировал рост и в предыдущие периоды экономических трудностей, например, во время Великого финансового кризиса и пандемии COVID-19».
За последнее десятилетие рост цен на корма для домашних животных в Восточной Европе всегда был выше среднего увеличения ВВП, за исключением 2015 года. Однако их продажи постоянно увеличивались в течение этого периода. Переход к продуктам премиум-класса остаётся одной из основных тенденций на рынке: по данным Euromonitor International, в 2022 году стоимость рационов для собак и кошек премиум-класса станет больше на 6% в пересчёте на постоянные цены за единицу продукции.
Рынок кормов в Восточной Европе в 2023 году вырос на 5% в стоимостном выражении в постоянных ценах за единицу продукции, причём процветают не только производители базовых рационов, но и лакомств для кошек и собак.
В дальнейшем расходы на животных-компаньонов в Восточной Европе продолжат расти. В 2023 году средний владелец тратил на питомца около €108 — на 3% больше, чем в 2022 году, в пересчёте на постоянную цену за единицу продукции.
По словам Александраса Бацевичюса, кризис стоимости жизни влияет на отрасль. Некоторые владельцы домашних животных обратились к более дешёвым предложениям под частными торговыми марками. Доля таких продуктов растёт, опережая инфляцию. В 2022 году она составила 15% в текущем ценовом выражении.
Эксперт полагает, что 2024 год станет ещё одним годом роста рынка кормов для животных в Восточной Европе, при этом как стоимость, так и объём вырастут на 4% и 3% соответственно.
За последние два года Восточная Европа укрепила свои позиции в качестве региона-экспортёра, в первую очередь благодаря Польше, которая в 2022 году стала пятым по величине экспортёром кормов для питомцев в мире — объём экспортных продаж составил €1,9 млрд, что составляет 4% польского экспорта агропродовольственных товаров.
Источник: Pet Food Industry
Фото: Freepik