Гибкие навыки в ветеринарии: достаточно ли быть «только врачом»?

1

Анна Макарова, Мария Назарова, Пётр Дюльгер, Линда Арсланова
Госпиталь Vet.city

 

По данным исследования Techrocks, почти 95% опрошенных считают «гибкие навыки» (англ. soft skills) важными и нужными для своей работы. Они повышают ценность любых специалистов на рынке труда. Например, обратитесь ли вы в следующий раз к доктору, который не умеет слушать или не способен мыслить критически?

Для разных сфер деятельности приоритетны разные soft skills. Но в ветеринарной медицине важны практически все востребованные навыки — от умения хорошо писать и говорить до тайм менеджмента, клиентоориентированности и способности координировать свои и чужие действия. Специалисты госпиталя Vet.city — сооснователь Линда Арсланова, главный врач Анна Макарова, заведующая кардиологическим отделением Мария Назарова и заведующий хирургическим отделением Петр Дюльгер — рассказывают, какие «гибкие навыки» особенно актуальны в каждом направлении ветеринарии.

Пациент на приёме — собираем анамнез

«Гибкие навыки» нужны ветеринарному врачу уже на первичном осмотре животного-пациента. Первичный приём — это всегда сбор анамнеза: важно узнать предысторию, чтобы оценить состояние здоровья в целом и лучше разобраться с текущей проблемой. Животное само не расскажет, а хозяева — даже владея информацией — часто не могут её адекватно передать врачу. Если ветеринар спросит хозяина «Давно это с ним?», то может услышать: «Да мы как раз в Калугу уезжали». Но на вопрос «Сколько часов или суток питомец в таком состоянии?» владелец животного наверняка ответит более информативно.

Иногда терапевту на приёме нужно не просто собрать анамнез, а провести целое расследование в стиле доктора Хауса. И хозяин животного будет здесь главным свидетелем: именно ему предстоит вспомнить, что могло стать причиной стресса, отравления, микротравмы или попадания в ЖКТ инородного тела. Врачу нужно быть и психологом, и детективом, и артистом… и этому не учат в вузе.

Здесь необходим хорошо развитый «гибкий навык» — наблюдательность. Он помогает врачам нашего госпиталя получить всю необходимую информацию о животном.

Повышаем комплаентность

В человеческой медицине хороший личный контакт с пациентом обычно повышает готовность больного следовать врачебным рекомендациям. В ветеринарии важно найти контакт с владельцем и доступно объяснить ему, что и как нужно делать. Этому принципу придерживаемся и в Vet.city. Заинтересованность владельца в выздоровлении и понимании им плана лечения — половина успеха. Врачу нужно уметь поддерживать с владельцем коммуникацию в процессе лечения, и вовремя быть на связи. Эти soft skill помогают ветеринару найти контакт с хозяином и в сложных ситуациях.

В своих действиях врач исходит из интересов животного. К сожалению, часто их понимание у ветврача и владельца питомца разные. Убедить, соблюдая этику общения с хозяином, — задача не из лёгких. Например, когда собаке нужно соблюдать диету, но, по мнению хозяина, его питомец «не может жить без котлет и бутербродов». Или как, например, объяснить, что нечистоплотность кошки связана не с местью, а с заболеванием мочевыделительной системы?

Важно осознавать ещё один нюанс: когда владелец пациента испытывает сильный стресс, он заранее настроен негативно или закрыт. В этой ситуации врачу нужны все его «гибкие навыки» — и таких случаев очень много.

Приступаем к лечению: составляем план и прогнозируем результаты

После первичного приёма врач вырабатывает схему обследований и лечения. И вот тут он должен стать ещё и переводчиком — с медицинского на общедоступный.

Например, кардиолог, обсуждающий с владельцем животное с прогрессирующей кардиомиопатией, может делать это в стиле «полгода и всё, ничего сделать нельзя»». А может сказать по-другому: «надо следить за вот этими показателями крови, весом, аппетитом, стрессом, приезжать раз в неделю, чтобы контролировать асцит и вовремя сливать жидкость в брюшной полости». Согласитесь — разница существенная. И результат в двух случаях тоже будет различным.

Важно доступно объяснить владельцам план действий, обсудить плюсы и минусы различных вариантов терапии или оперативного лечения, сформировать уверенность в компетентности врача.

Если речь про оперативное лечение, то на первый план выходят «гибкие навыки» по управлению собой и своим мышлением — недостаточно просто уметь оперировать. Хирург — да и любой врач — обязан адекватно оценивать собственную профессиональную компетентность, а также учитывать возможности госпиталя. Опытные врачи, в том числе и в Vet.city, тщательно планируют операции, готовятся к ним и заранее продумывают альтернативный план действий.

Важность реабилитации

В послеоперационном периоде большая часть забот и ответственности ложится на владельца животного. Поэтому результат лечения напрямую зависит от правильного ухода и выполнения назначений врача. В это время у владельцев часто возникает много вопросов и трудностей, и тогда ветеринару помогают коммуникативные и управленческие навыки. Так, можно суметь убедить хозяев в важности точного соблюдения предписаний и работать с вами в «единой команде» для максимально быстрого восстановления животного.

Другой важный момент — готовность хирурга консультировать владельца по любым вопросам и в любое время. Это важно учитывать особенно с теми хозяевами, которые в первый раз в жизни видят послеоперационный шов или дезориентированное после наркоза животное.

Ведём сложных хронических пациентов

Часто владельцы животных хотят знать не только как лечить и каков прогноз, но и почему животное заболело, что происходит в его организме, интерпретацию анализов и т.п. Врачу приходится объяснять и это — казалось бы, зачем?

Крайне важно для процесса и результатов лечения, чтобы владелец понимал, что происходит в организме его питомца. Так, специалисты госпиталя Vet.city (кардиолог, нефролог и др.) обучают владельцев различным манипуляциям: отжимать мочу у животных-инвалидов, делать реабилитационную гимнастику при потере двигательных функций, ингаляции астматикам, выбривать колтуны.

Владелец должен понимать, о чём могут говорить те или иные проявления болезни, какие из них опасны, а какие нет, нужно ли незамедлительно обращаться в госпиталь или можно самостоятельно решить проблему. Это помогает продлить пациенту жизнь.

Профилактируем то, что можно профилактировать

Любой грамотный врач знает: многие тяжёлые заболевания можно профилактировать. Для этого животное необходимо правильно кормить, регулярно проходить с ним диспансеризацию — особенно с возрастными и склонными к генетически обусловленным заболеваниям питомцами, стерилизовать и прочее.

Зачастую именно врачи — единственное «звено», благодаря которому владелец узнает о так называемых предрасположенностях к патологиям (сердца, суставов или почек, например). Не только профессионализм помогает ветеринару вовремя предотвратить заболевание или поймать его на ранней стадии, но и гибкие навыки. Врач с неразвитыми гибкими навыками может вовремя не заметить заболевание на ранней стадии и упустить возможность быстрого и эффективного лечения.

Когда животное поступает на обследование, задача врача — понятно и ёмко объяснить хозяевам для чего нужна эта диагностика, какие болезни часто встречаются у животных данной породы, как они проявляются, как их распознать, как часто стоит приходить на плановые осмотры. К сожалению, многие врачи не утруждаются объяснениями, и хозяева не понимают, как важно, например, сделать раз в год анализ мочи для кошки и т. п.

Прощание – так важно, и так непросто

В ветеринарии разрешена эвтаназия по медицинским показаниям. Именно лечащий врач сообщает владельцу об этой возможности для животного в терминальной стадии заболевания.

Если питомец может жить только на постоянных внутривенных вливаниях или аппарате искусственной вентиляции лёгких, то задача врача — объяснить, что помочь животному уже невозможно, и дальнейшие действия приносят ему лишь страдания. Решение об эвтаназии принимает только владелец, но от врача, конечно, требуется эмпатия к хозяину и выдержка.

Единых этических стандартов — как говорить о таком, как взаимодействовать до, во время и после проведения самой процедуры — в российской ветеринарии нет. Каждый ветеринарный врач может проявлять только свою человечность и помогать хозяину питомца, как может. Например, если владелец не хочет прощаться с питомцем и категорически отказывается от эвтаназии, то нужно дать хозяину время принять ситуацию и поговорить с ним в спокойной атмосфере: объяснить, что животное страдает от боли и лучше не мучить его.

Обучение и внедрение: всё только начинается

Гибкие навыки не сводятся к правилам и технологиям — именно поэтому учиться им так трудно. Современный бизнес активно обучает сотрудников гибким навыкам, а именно умению поставить себя на место другого человека — ведь в этом и есть суть эмпатии, на которой базируются большинство soft skills для разных сфер деятельности, в том числе и для ветеринарной медицины.

 

Вам также может быть интересна статья:

Смерть пациента как источник конфликта в ветеринарной практике

Оценить материал
Нравится
Нравится Поздравляю Сочувствую Возмутительно Смешно Задумался Нет слов
1
Теги

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Подписка на новости

После отправки заполненной формы Вам на почту придёт письмо со ссылкой для подтверждения рассылки. Если Вы не видите письма, проверьте папку «Спам». Если не подтвердить рассылку, мы не сможем отправлять её Вам.






Нажимая на кнопку «Подписаться», я даю согласие на обработку персональных данных
Я ознакомлен с политикой конфиденциальности

Close