Поиск

Законопроект о регулировании маркетплейсов: правительство готовит отрицательный отзыв

Регулирование маркетплейсов: готовится отрицательный отзыв
Фото: mindandi / Freepik

В конце прошлого года глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев от «Единой России» внесли в Госдуму законопроект о регулировании маркетплейсов. В нём описывались права и обязанности платформ, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. Ознакомиться с текстом можно здесь.

Предполагалось, что документ должен «восполнить пробелы в законодательстве», способствующие монополизации рынка, ставящие в невыгодное положение продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов, а также приводящие к сложности разрешения споров между ними. Кроме того, парламентарии хотели запретить агрегаторам собственные продажи товаров, если их выручка превышает ₽150 млрд, поправки также вводили ответственность площадок за качество реализуемой продукции, упорядочивали сферу отношений платформ с контрагентами.

Первоначально эксперты говорили о том, что Кабинет министров намерен поддержать инициативу с условием доработки ко второму чтению. Однако теперь стало известно, что правительство планирует дать отрицательный отзыв на законопроект о регулировании маркетплейсов из-за непроработанности предлагаемых норм.

Согласно проекту отзыва, направленному на одобрение вице-премьеру Дмитрию Григоренко, влияние на решение Кабмина оказало негативное мнение Государственно-правового управления (ГПУ) президента. Там считают, что законопроект нуждается в концептуальных изменениях.

В частности, правительство сочло некорректным требование авторов законопроекта пересматривать контракты не чаще одного раза в год, поскольку это условие «не учитывает изменения рыночной конъюнктуры, сезонности товаров, изменения логистических цепочек, которые могут требовать от агрегаторов обновления тарифов и комиссий». Кроме того, Кабмин против запрета на блокировку «личного кабинета» продавца. Обычно это происходит, если партнёр маркетплейса нарушает правила площадки или законы. Если отказаться от возможности блокировки, платформы не смогут оперативно пресекать нарушения со стороны селлеров.

Эти же претензии предъявлялись законопроекту в отзыве ГПУ, представленном ещё в конце ноября 2023 года. Управление указало, что запрет на продажу товаров при определённой выручке может снизить доступность продукции для потребителей. Кроме того, если площадка будет отвечать за качество товаров, то компаниям придётся самостоятельно проверять все изделия. Это «потребует изменения действующей модели организации работы», сообщили в ГПУ.

В аппарате вице-премьера Дмитрия Григоренко отмечают, что правительство ещё не согласовало официальный отзыв по депутатской инициативе о регулировании маркетплейсов. Проект отзыва будет рассмотрен на ближайшем заседании комиссии по законопроектной деятельности Кабмина.

В свою очередь, маркетплейсы считают, что предложенный законопроект может не помочь предпринимателям и потребителям, а скорее навредить им. В пресс-службе Ozon заявили, что «жёсткие механизмы остановят активную динамику бизнеса сотен тысяч предпринимателей и негативно скажутся на россиянах».

«Предложенная версия законопроекта о регулировании маркетплейсов создаёт риски для рынка, поскольку не принимает во внимание модель работы маркетплейсов, которая кардинально отличается от офлайн-ретейла. Поэтому мы разделяем отрицательную позицию правительства и рассчитываем на диалог с ведомствами, авторами документа для выработки сбалансированного решения для защиты интересов предпринимателей и покупателей», — сказали в компании.

В «Яндекс.Маркете» уверены, что инициатива депутатов требует существенной доработки. Правила для онлайн-торговли должны повышать уровень прозрачности ведения предпринимательской деятельности, не создавая лишних барьеров.

В Wildberries говорят, что готовы обсуждать законопроект для «выстраивания сбалансированных правил работы, которые заложат основу для долгосрочного развития отрасли электронной торговли».


Согласно данным, опубликованным исследователями Data Insight, маркетплейсы стали самым быстрорастущим каналом онлайн-продаж: 64% предпринимателей увеличили свой оборот на платформах за минувший год.

Среди категорий-лидеров по индексу годового роста объёма продаж через маркетплейсы — товары для ремонта (0,99 по шкале от –2 до 2), товары для дома и дачи (0,93), книги и диски (0,91).

46% селлеров отмечают рост продаж в собственных интернет-магазинах, а ещё четверть считает, что продажи в этом канале за год не изменились.

Также выяснилось, что снижается доля продавцов, использующих для онлайн-продажи товаров соцсети – с 34% в 2020 году до 24% в 2022 году. Выросла доля «ВКонтакте» и Telegram – до 71% и 30% соответственно. Продавцы осваивают новые платформы – доля «Яндекс.Дзен» и TikTok составила 10% и 9% соответственно.

Источник: Известия