Выставка зоотоваров «Зооиндустрия» в Санкт-Петербурге прошла в шестой раз, закрепив за собой статус региональной площадки для неторопливых и тщательных переговоров, мероприятий, где участники и экспоненты прогнозируют вектор работы на последующие 12 месяцев, учатся, с удовольствием общаются, присматриваются к трендам и экспериментируют с продвижением товаров. Более 5 тысяч специалистов отрасли пришли посмотреть, чем богат региональный и федеральный зообизнес.
Текст: Александр Колчин
Фото: «Зооинформ»
Рост визуализации и статусности
В этом году выставка собрала 130 экспонентов, среди которых были как небольшие компании, так и крупнейшие производители и дистрибьюторы России. Статус регионального мероприятия, где основная цель – пообщаться, заключить договоры не только с локальными, но и с федеральными производителями, дистрибьюторами, познакомиться с зарубежными компаниями – укрепился.

Впервые, наверное, бизнес Северной столицы мог увидеть экспозицию компаний китайской зооиндустрии, таких стендов было 12, и даже встретиться с организаторами одной из самых крупных выставок в КНР – Pet Sourcing Fair China и договориться о визите в Гуанчжоу 5–7 ноября этого года. «Зооинформ» поддерживает интерес отрасли к сотрудничеству с китайскими компаниями, поэтому снова организует бизнес-туры на Pet Sourcing Fair China, где нашу группу всегда принимают как VIP-гостей.
Посмотреть, как это было в прошлом году
Визуально выставка «Зооиндустрия» изменилась: стало больше крупных и ярких стендов. Выделялись экспозиции завода «ПЕТЭКСПЕРТ», «ГАТЧИНСКОГО ККЗ», компаний «Триол», «Альта», «НИТА-ФАРМ», «Гранд-Альфа», общий стенд Partners и Санкт-Петербургского ветеринарного общества. Были представлены стенды белорусской выставки «МирЗоо» и Национальной ассоциации зооиндустрии.
Северо-Западный ветеринарный конгресс проходил в тандеме с «Зооиндустрией», поэтому часть экспозиции традиционно была отведена ветеринарным компаниям, представлявшим оборудование и препараты.
Новые продукты и деловые контакты
К сожалению, экспозиция с новыми продуктами, даже переехав из пассажа перед входом в центр выставочного павильона, удобнее для работы не стала. Закрытые стеклянные стенды, конечно, защищают товары от кражи, но никак не способствуют знакомству с новинками. Иногда важно взять товар в руки, внимательно прочитать этикетку. А небольшой формат площадки, ограниченный стеклянными стеллажами, не даёт возможности свободно перемещаться внутри экспозиции, особенно если там уже работает несколько человек.

Привлекли внимание сербский бренд рационов Dogsy, корма «Гордость охотника» (и то, не столько дизайном и неймингом, сколько пока ещё не очень распространённой технологией «запечённых кормов»), заменитель материнского молока для котят и щенков, выпущенный компанией LORA, корма для эублефаров от «ЗООМИРА», рационы из мяса оленя с почти 60%-м его содержанием, корма из рыбы (70%). Были представлены китайские корма, например, в составе которых 10 трлн полезных бактерий. Свой бренд рационов презентовал телеведущий и видеоблогер Михаил Ширвиндт.
Центр деловых контактов – особенность выставки «Зооиндустрия», здесь работают закупщики сетей, в том числе и федеральных продовольственных магазинов. В этом году центр собрал более 70 байеров, прошло свыше 700 встреч. Закупщиками были «Вака» («Биосфера»), «Мокрый нос» и «ЗООМИР» (Новосибирск). Закупки вели «Лента», «Светофор», Fixzone, «Реалъ», «Доброном» и «Зоолэнд» (Беларусь), маркетплейс «Все вместе» и другие.
В переговорах приняли участие делегации из Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Чехии. На мероприятии присутствовал почётный консул Пакистана и представители Генерального консульства Венгрии в Санкт-Петербурге.
«Зооинформ» получил от нескольких экспонентов информацию о высоком интересе к изготовлению кормов и дистрибуции. По словам одного из производителей, заказчик СТМ готов был подписать договор о сотрудничестве прямо на стенде и перечислить деньги на счёт сразу после этого. Всё это подтверждает тренд на высокий интерес рынка к кормовым брендам, поиск свободных мощностей на заводах. Вероятно, кормовой рынок пока не достиг пика насыщения и готов «вбирать» новые торговые марки и новых продавцов.
Разговоры по делам
Деловая программа «Зооиндустрии» была насыщенной. Лекции и доклады шли непрерывно на протяжении всех трёх дней выставки.

Большим интересом пользовались доклады «Зооинформа» об итогах 2024 года и трендах-2025, а также о преимуществах офлайн-зоомагазинов перед маркетплейсами. На обеих лекциях зал был полон.
РБК провёл круглый стол «Новые бизнес-стратегии на рынке зоотоваров» и пригласил в качестве участников Кирилла Дмитриева (НАЗ), Ирину Ларину (ЦРПТ), Сергея Иванова («Петшоп»), Любовь Бочарову (ГК ВИК), Дмитрия Евстигнеева (ПК РОК), Дениса Еременкова (FAVA), Наталью Яковенко (Ассоциация зоо-отельеров) и Светлану Бесчастнову («Амстор»).
Кирилл Дмитриев рассказал, как обстоит дело с выпуском кормов и какие тренды по динамике цен были отмечены в прошлом году. По его словам, основной проблемой 2024 года стала маркировка, а в 2025 году болью отрасли станет изменение системы налогообложения.
Ведущая круглого стола Елена Кром (РБК) попросила участников высказаться об увеличении цен на ветпрепараты и корма в 2025 году и росте производства товаров для животных. Все пришли к выводу, что цены будут расти, а пик роста мощностей производства кормов уже пройден, и ждать открытия больших заводов не стоит. Однако новые стратегии зооиндустрии, которые были заявлены в названии мероприятия, так и остались тайной круглого стола.
Выставки зоотоваров – хороший инструмент для привлечения внимания к компании, бренду, непосредственного общения с рынком и потребителями и сбора обратной связи. Сильной стороной региональных выставок, таких как «Зооиндустрия», стали меньшие масштабы экспозиции, которые позволяют и байерам, и производителям с дистрибьюторами, да и просто посетителям-специалистам работать точечно со своей целевой аудиторией. Заключать договоры с небольшими предприятиями, выпускающими продукцию минимальными партиями, держателями небольших брендов. Одновременно с этим у бизнеса есть возможность быть в курсе предложений федеральных поставщиков и выйти в неспециализированные каналы продаж со своим продуктом. То, что происходит на выставочной площадке товаров для домашних животных на Северо-Западе, интересно и крупным компаниям, и даже нанобизнесу. За шесть лет существования «Зооиндустрии» удалось стать полезным мероприятием со своим лицом.