Поиск

Производство кормов и сырьё: изменения на рынке, тренды развития

производство кормов

Текст: Андрей Ситников, Александр Колчин

Корма для домашних животных на зоорынке в России занимают долю в 82% в денежном выражении. Корма – основной товар, и изменения в этом сегменте влияют на все каналы продаж. В I квартале 2023 года выпуск и продажа рационов сократились, однако стоимость производства кормов и их цена на полке магазина продолжили рост. В феврале NielsenIQ фиксировал падение продаж в тоннах на 1,2% к прошлому году, при росте денежного оборота почти на 25%. С января по март текущего года в стране изготовили на 3,1% кормов меньше, чем за такой же период прошлого года, а средняя стоимость тонны продукции в марте достигла 158,4 тысячи рублей – почти в 2 раза больше, чем годом ранее.

«Зооинформ» следит за происходящим на рынке рационов для домашних животных в России и регулярно рассказывает об изменениях и трендах. Мы выяснили у экспертов, что сегодня влияет на стоимость и производство кормов и как ведёт себя рынок сырья.

Факторы, влияющие на стоимость продукции

Андрей Вавилов, коммерческий директор компании «Понтис», считает, что в 2023 году рынок кормов для домашних животных продолжают «догонять» проблемы 2022 года. Одна из главных – продолжающиеся ограничения импорта добавок, сырья и самих кормов.


Справка: В феврале 2023 года были закрыты поставки кормов и кормовых добавок с заводов Saturn Petcare, Interquell GmbH и 8 in 1 Pet Products GmbH (все – Германия), в марте остановлен импорт с UNITED PETFOOD (Франция), Monge & C. S.p.A и Mister Pet (оба – Италия). Запрет на поставки сказался на работе крупных дистрибьюторов и владельцев СТМ, которые выпускались в Европе.
С 30 сентября 2023 года ввоз рационов для непродуктивных животных французского и итальянского производства (в реестре – 42 компании) будет возможен только с предприятий, прошедших инспекцию Россельхознадзора, а это сейчас сделать сложно.


С уходом части брендов в розничной торговле сузился ассортимент, увеличилась цена на продукцию, которая осталась на рынке, производство собственных торговых марок (СТМ) стали переносить в Россию, появились новые игроки и бренды. Всё это увеличивает нагрузку на существующую производственную и сырьевую базу – стоимость сырья и производства кормов растёт.

Банки продолжают попадать под санкции Евросоюза, и российским компаниям-импортёрам приходится их менять. Попытки расчётов, например, в аргентинских песо или китайских юанях не удаются. Доллар и евро продолжают оставаться основными валютами в международных расчётах. Стоимость конвертации, как и их курс, растёт. Затраты на банковские операции, по словам экспертов, выросли примерно в 2 раза, увеличились сроки прохождения платежей, большинство поставщиков перешло на предоплату. Компании вынуждены переносить часть этих расходов на стоимость конечного продукта. «Если это поставка в 20 тонн импортной продукции, то с затрат на финансовые операции примерно 5–7 рублей “ложится” в себестоимость килограмма сырья», – поделился коммерческий директор компании «Понтис» Андрей Вавилов.

Ввоз сырья становится сложнее, и часть контрагентов отказывается от работы с импортной продукцией или перестаёт поставлять какие-то «невыгодные» SKU. Пока это не носит массового характера, но снижает уровень предложения на рынке, что влияет на повышение стоимости ингредиентов. «Всё, что не даёт гарантированную отдачу в краткие сроки, вероятно, будет ставиться на паузу или отменяться вовсе», – считает Андрей Вавилов.

Логистика также продолжает оказывать влияние на стоимость импортной продукции. Единственная морская линия, которая продолжила работать с Россией — MSC. Она готова поставлять грузы в страну из любой точки мира, но втридорога и с массой оговорок. Доставка морского контейнера в Санкт-Петербург сегодня стоит в 3-4 раза дороже, чем доставка такого же контейнера в соседние страны. Компании в целях снижения влияния логистических затрат на себестоимость продукции вынуждены искать альтернативу: доставляют груз морем в Турцию, Финляндию или страны Балтии, а затем везут автотранспортом в Россию.

Сроки доставки при этом увеличиваются. Андрей Вавилов рассказал, что некоторые грузы компании находятся в пути с декабря 2022 года.

Стараясь минимизировать риски, предприятия делают запасы ингредиентов примерно на полгода и вкладывают в это дополнительные деньги, замораживая их в обороте.

Стоимость выпуска СТМ на российских заводах выросла, однако ряд производств, по данным наших собеседников, предпочёл уменьшить свою норму прибыли, но сохранить доступные цены для партнёров. Конкуренция среди производителей высокая, заказчики часто размещают изготовление СТМ на разных заводах и сравнивают стоимость и качество. Возврат к прежней норме прибыли, по словам экспертов, будет возможен при увеличении производства кормов на существующих площадках в 2-3 раза. Что не всегда возможно.


Справка: По наблюдениям наших экспертов, в 2022 году появилось множество небольших предприятий по выпуску сухих кормов. Это цеха, как правило, с китайскими линиями стоимостью примерно в $150 тысяч, с мощностью экструдера в 200–250 кг продукции в час. Продукты таких производителей уже заняли свою нишу на рынке. Отношение к ним со стороны крупных компаний – неоднозначное. Однако погоду на рынке они пока не делают.
Изготавливать влажные корма – дорого. Инвестиции в такую производственную площадку достигают нескольких миллионов евро. Поэтому новых игроков, например, в сегменте паучей за 2022 год не появилось. В том числе и на мясоперерабатывающих заводах, проявляющих интерес к зооиндустрии.


Источники белка для производства кормов

Увеличившийся спрос на локальное производство кормов для кошек и собак мотивирует развитие рынка сырья. В первую очередь базового ингредиента для сухих рационов – мясо-костной муки.

Объём выпуска мясокостной муки в 2022 году вырос на 22,4% по сравнению с 2021 годом, а всего было изготовлено 632 тысяч тонн. При этом она подорожала на 20%. В марте этого года рост производства относительно прошлого составил 13,2%. Однако и при такой динамике сохраняется дефицит примерно в 10% от потребности. Больше всего не хватает качественной муки для производства премиальных кормов.

Для покрытия дефицита рынок использует все возможные средства. LIMKORM GROUP открыла в Липецке собственный завод по производству мясной, кровяной и мясо-костной муки мощностью около 5 тысяч тонн продукции в месяц. По словам Константина Анисимова, директора LIMKORM GROUP, для заводов компании и в целом для рынка общие объёмы сырья сейчас достаточны, но муки высокого качества для производства премиальной продукции не хватает. Предприятие постоянно ищет новые источники сырья. Особое внимание уделяется поиску ингредиентов для производства монопротеиновых кормов. Например, в 2022 году решилась проблема с овечьим жиром, и теперь в кормах с ягнёнком используется соответствующее сырьё.

В кормах нового бренда LIMKORM решили использовать рисовый глютен европейских производителей. Он был успешно поставлен на производство, и единственной проблемой для компании стали прогнозы продаж новинки, которые должны оправдать количество закупленных ингредиентов: продажи могут оказаться меньше планируемых, и ингредиент «зависнет» и испортится.

Российские производители кормов продолжают поиск поставщиков сырья за рубежом. В прошлом году началось сотрудничество с бразильскими компаниями, в том числе с JBS – мировым лидером по производству мяса, и BRF – крупнейшим в мире экспортёром мяса птицы.


Справка: Россельхознадзор объявил о разрешении на импорт мясо-костной муки для 11 бразильских компаний. Это результат переговоров между Министерством сельского хозяйства, животноводства и снабжения Бразилии и Россельхознадзором, начатых в ноябре минувшего года. В планах — увеличить количество квалифицированных компаний. Бразилия экспортирует эту продукцию более чем в 40 стран мира.


Компаниями получено разрешение от РСХН и на ввоз в Россию мясо-костной муки, в том числе дефицитной у нас – говяжьей. Сейчас в Россию поступают образцы для тестирования потенциальными клиентами. Продвигает бразильский проект ГК «Панорама», которая давно сотрудничает с предприятиями из этой страны. «Мясо-костная мука – новое направление нашей работы, – говорит представитель ГК “Панорама” Эльмира Клейнер. – Мы уже очертили круг наших потенциальных покупателей и рассчитываем компенсировать в России дефицит качественной мясо-костной муки, а также дополнить ассортимент поставками говяжьей муки, которая имеет свойственные только ей питательные качества».

Плазма крови и гемоглобин

Гемоглобин и плазма крови необходимы для производства различных кормов, в особенности влажных рационов. Изготовление этих ингредиентов – сложное, потому что связано с перевозкой жидкой крови, требующей особого температурного режима и обеспечения мер безопасности, а также высокотехнологичного и дорогостоящего процесса распылительной сушки. В России сегодня такое производство отсутствует, а продукция импортируется всего двумя-тремя компаниями. Схожее производство имеется у «Мираторга», однако в ближайшее время ожидается начало выпуска этих продуктов компанией «Понтис».

«Понтис» к лету 2023 года планирует на своём заводе запустить линии по выпуску плазмы крови и гемоглобина распылительной сушки для предприятий по производству пищевой продукции и кормов для домашних животных. По словам Андрея Вавилова, за счёт запуска собственной линии по производству плазмы крови удастся в существенной доле переключить клиентов компании на российский продукт. Это ослабит «импортную» составляющую у партнёров, чего, как говорит коммерческий директор компании, все очень ждут.

«Гемоглобин крови российским производством полностью заместить не получится, это будет объём в дополнение к импорту, – рассказал Андрей Вавилов. – Высокий спрос на ингредиент обусловлен развитием в России выпуска кормов для аквакультуры. Несколько таких заводов, запуск которых планируется в 2023 году, заявляют, что готовы изготавливать и продукты для кошек и собак. У них высокий спрос на гемоглобин, и мы хотим закрыть эти потребности импортом в совокупности с собственным производством».

Палатанты и дайджесты

Палатанты – ароматизаторы и усилители вкуса для производства сухих кормов. Выполняют также роль защитной оболочки для гранулы сухого корма. Дайджесты – гидролизаты белков животных, функциональная добавка, способная повысить усвояемость протеина в продукте.

До недавнего времени эти продукты производители кормов закупали только за рубежом. Международные концерны, производящие сухие рационы для кошек и собак, обеспечивали свои потребности в России в палатантах и дайджестах за счёт собственных производств и покупки у сторонних поставщиков.

С 2014 года в России работает «СПФ РУС» – завод французского холдинга DIANA Pet Food, который имеет 20 фабрик по всему миру и занимает порядка 50% мирового рынка палатантов и дайджестов. Завод производит продукцию и импортирует её с других фабрик DIANA Pet Food. Локализация сырья для производства достигает более 95%.

Основными потребителями продукции палатантов и дайджестов в России являются крупные международные и российские концерны. Примерно 10% клиентов закупают 90% всей выпускаемой и ввозимой продукции. Появляющиеся новые потребители – небольшие российские заводы – на объём потребления этих ингредиентов серьёзно не влияют.

Растущий спрос на палатанты и дайджесты, по мнению наших экспертов, может быть удовлетворён за счёт модернизации предприятий в России и увеличения импорта. Открытие новых фабрик по производству подобных ингредиентов в ближайшее время в стране маловероятно.

Упаковка

В течение года на производствах кормов ощущался дефицит упаковки, и она дорожала. Цены на неё выросли в среднем на 30%, упаковочный картон – в 2 раза.

Значительное число упаковки для сухих кормов уже производится в России. Однако часть компонентов – гранулы для производства плёнки, клей – по-прежнему импортные. Компании меняют европейских поставщиков на азиатские заводы и таким образом стараются стабилизировать поставки и цену материалов.

Игорь Неженцев, генеральный директор завода влажных кормов RHM, посетовал на проблемы с реторт-упаковкой для паучей, которые наблюдались в течение 2022 года. Выпускают её всего четыре завода в России, и все они подняли цену примерно на 50% (пакет стоил 4 рубля, сейчас – 6 рублей) из-за удорожания европейской плёнки, китайской фольги и французских красителей. Сроки производства упаковки выросли с двух месяцев до четырёх.

Треть стоимости конечного продукта на RHM – это упаковка. Удорожание отразилось на цене продукции СТМ. Однако на свои торговые марки завод цену сохранил, благодаря тому что основное сырьё для производства – мясо курицы — не подорожало.

Прогнозы и перспективы. Основные тренды

По словам экспертов, в 2023 году локализация сырья на отечественных предприятиях по производству кормов уже достигла 95%. Отрасль продолжит импортировать часть апетайзеров, витамины и аминокислоты. С каждым из этих ингредиентов в России особая ситуация, но все они в дефиците при постоянном росте цен. Эти продукты не выпускаются в стране, или они есть в недостаточном количестве, как, например, российский лизин, который почти целиком «забирают» производители кормов для сельскохозяйственных животных. И если разработка отечественных палатантов уже ведётся, то, например, триптофан или метионин в стране не изготавливаются вообще, и даже попыток к этому нет. Для выпуска витаминов нужна глобальная поддержка государства, потому что такой завод будет окупаться десятилетиями: объёмы производства – большие, а потребление внутри страны – незначительное.

Стоимость сырья и себестоимость производства продолжат расти, по словам Константина Анисимова, это будет заметно уже во II квартале текущего года. Однако ситуация на рынке и падение доходов потребителей, скорее всего, не позволят часто повышать цену на конечную продукцию. И расходы, скорее всего, придётся взять на себя производителям и владельцам СТМ.

Большие российские заводы готовы заключать с поставщиками базового сырья долгосрочные контракты по примеру транснациональных компаний. Фиксируя цены и гарантируя себе объёмы поставок на годы вперёд.

В ближайшие годы ожидается запуск трёх-четырёх крупных кормовых производств, и, по словам Константина Анисимова, вопрос, где взять для них нужное количество качественного сырья, пока открыт.

В конце 2023 года ООО «Петэксперт» рассчитывает запустить первую линию производства сухих кормов на заводе в Липецке мощностью 20 тысяч тонн и впоследствии нарастить её до 80 тысяч. В середине 2024 года LIMKORM GROUP запустит второй экструдер на новом заводе с объёмом в 45 тысяч тонн в год. Вторую линию производства строит FAVA. Возможности расширения линий имеют завод «Мираторга» и AlphaPet. Свой вклад в выпуск кормов, вероятно, могут внести и заводы аквакультуры, которые в 2023 году открываются в Астрахани, Карелии и Республике Алания. Растёт количество компаний, запускающих СТМ, по данным наших экспертов, в ближайшее время на рынок выйдут локальные торговые марки ведущих игроков отрасли.

В секторе влажных кормов ситуация иная – производителей пока больше не становится, и новичков из числа мясоперерабатывающих предприятий, вероятно, тоже не будет: все, кто хотел и мог выпускать продукты для питомцев, уже делают это. Однако спрос на влажные рационы растёт естественным образом за счёт ухода с рынка и закрытия импорта (а некоторые российские компании делали свои СТМ за рубежом). Наращивать производство кормов могли бы действующие игроки, но их загрузка приближается к 100%. Поэтому почти все они заняты модернизацией, запуском дополнительных линий. Например, RHM планирует выпускать корма в ламистерах.

Основные тренды развития рынка – отказ от привычного, формировавшегося компаниями многие годы импорта, поиск новых иностранных поставщиков сырья и развитие производства в России. При этом отечественным предприятиям зооиндустрии и смежных отраслей не хватает поддержки государства, которое призывает к импортозамещению.

Вероятно, что мощности производства кормов для домашних животных в ближайшие годы будут расти быстрее сырьевой базы, которой придётся догонять спрос и подстраиваться под требования рынка.

Благодарим за помощь в подготовке статьи Игоря Неженцева (RHM), Константина Анисимова (LIMKORM GROUP), Андрея Буйневича («СПФ РУС»), Андрея Вавилова («Понтис») и Эльмиру Клейнер (ГК «Панорама»).