Поиск
лакомства для собак

Лакомства для собак и кошек: стагнация рынка «вкусняшек»

Рынок лакомств для собак и кошек в России, по данным компании NielsenIQ, стагнирует: доля данной продукции в денежном выражении на рынке зоотоваров с ноября 2021 по октябрь 2022 года составляла 4,3% и снизилась до 4% с ноября 2022 года по октябрь 2023 года. Категория кормов и наполнителей растёт быстрее и забирает долю у «вкусняшек». Рост продаж в денежном выражении с ноября 2022 года по октябрь 2023 года составил 7,1% (МАТ*), в натуральном выражении – 0,1%. Что происходит в сегменте лакомств в разных каналах продаж, какова динамика спроса в интернете и какие новинки могут сегодня поддержать интерес к этим продуктам?


* MAT – скользящая годовая сумма. Период МАТ: октябрь 2023 года (последние 12 месяцев по октябрь 2023 года) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


Статистика NielsenIQ

Наибольшая доля продаж лакомств для собак и кошек зафиксирована в специализированном канале – зоомагазинах. В зооретейле она составляет 8,6% (МАТ) от основного ассортимента (корма, лакомства и наполнители). С ноября 2022 года по октябрь 2023 года рост в денежном выражении здесь был на уровне 2,3% по сравнению с предыдущим периодом.

В неспециализированной торговле доля реализации лакомств в рассматриваемом периоде составила 3,1%, а рост продаж в денежном выражении — 9,2%. Продукция очевидно не является приоритетной для супермаркетов.

С ноября 2022 года по октябрь 2023 года на офлайн-рынке России неспециализированная розница реализовала 56% лакомств для кошек и 44% — для собак. В зоомагазинах основную часть продаж занимают лакомства для собак (75,4%), на продукцию для кошек приходится 24,6%.

При этом денежные доли продаж лакомств собак и кошек на офлайн-рынке в неспециализированной рознице и в зооканале практически равны – 49% и 50% соответственно. Порядка 0,5% лакомств продаётся в несетевых продуктовых магазинах.

Большая часть лакомств в России реализуется в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, суммарно – 57%.

Распределение денежных продаж лакомств по регионам, динамика денежных продаж

РегионДоля денежных продажДинамика денежных продаж
Центр42%4,8%
Северо-запад15%9%
Дальний Восток3%–4,5%
Сибирь11%2,2%
Юг9%7,6%
Урал9%10,3%
Волга12%5,9%
За 100% взяты продажи категории лакомств для собак и кошек во всех каналах городской России
Период МАТ – октябрь 2023 года (последние 12 месяцев по октябрь 2023 года), аналогичный период прошлого года.

Спрос. Оценка Зоомонитора

Согласно статистике Зоомонитора, количество запросов на лакомства в интернете говорит о том, что в 2023 году интерес пользователей к этой категории снизился. Это косвенно может подтверждать сокращение рынка лакомств для собак и кошек в России.

Лакомства для кошек. В Москве с начала года количество запросов в интернете на данную продукцию падало. Самые низкие показатели были в апреле, тогда число поисковых запросов уменьшилось на 40% по сравнению с аналогичным месяцем 2022 года. С сентября количество запросов на лакомства для кошек стало увеличиваться, и в октябре рост зафиксирован на уровне 51%. Но среднее число запросов на угощения для кошек по Москве за 11 месяцев 2023 года ниже на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В Санкт-Петербурге количество запросов на подобные продукты до сих пор уменьшается. В октябре показатель снизился на 10% по сравнению с аналогичным месяцем 2022 года.

В Екатеринбурге высокий уровень запросов зафиксирован в январе и марте – их количество увеличилось на 30% и 52% соответственно относительно аналогичных месяцев 2022 года. Летом число запросов снизилось по сравнению с прошлым годом, а в октябре было равно количеству запросов в октябре 2022 года.

В Новосибирске динамика запросов на лакомства для кошек до июля 2023 года была позитивной, с августа интерес к лакомствам стал падать и динамика ушла «в отрицательную зону». В октябре количество запросов в интернете на лакомства снизилось на 3% по отношению к октябрю 2022 года. За 11 месяцев текущего года рост числа запросов составляет 2% относительно аналогичного периода 2022 года.

На Юге России, в частности, в Краснодаре количество запросов на лакомства для кошек росло в течение всего года. В октябре этот показатель был на уровне 33%.

Лакомства для собак. Ситуация с количеством запросов на лакомства для собак в Москве повторяет «кошачью историю»: снижение в течение зимы, весны и лета и рост в сентябре. В октябре показатель вырос на 38% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.

В Санкт-Петербурге весь год число запросов снижалось: за 11 месяцев оно в среднем упало на 20%. В Екатеринбурге и Новосибирске та же история: среднее снижение запросов фиксируется на уровне 23% в столице Урала и 18% в Сибири. И Юг здесь в общем тренде: лакомства для собак стали искать в интернете на 7% реже, однако в октябре показатель вырос на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Новые тренды

Главным мировым трендом в производстве лакомств для собак и кошек можно назвать растущий спрос на функциональные продукты. Это угощения, которые помимо отвлечения, поощрения или развлечения питомцев благотворно влияют на их здоровье и самочувствие. Они содержат дополнительные ингредиенты, такие как витамины, минералы, пробиотики, антиоксиданты, омега-3-жирные кислоты или другие биологически активные вещества. Например, лакомства для кошек или собак с омега-3 полезны для кожи и шерсти, а с пробиотиками — для пищеварительной системы.

По данным компании Allied Market Research, объём мировой индустрии функциональных лакомств для питомцев в 2021 году составил $291 млн. Ожидается, что к 2031 году этот рынок увеличится почти в три раза и достигнет $722,8 млн, а его среднегодовой рост в этот период составит 9,2%. Среди ключевых игроков составители отчёта упоминают компании Archer-Daniels-Midland, Bacterfield, DAR PRO Ingredients, IsoNova Technologies LLC, Kerry Group, Nestlé Purina PetCare, PDM Group, Petcurean Pet Nutrition USA Inc., Roquette Frères и Scoular.

Также наблюдается тренд на органические и натуральные лакомства. Например, сушёные мясо и субпродукты без добавления усилителей вкуса и ароматизаторов. Такие угощения способствуют естественной очистке зубов.

Вместе с увеличением спроса на веганские корма возможно развитие и сегмента веганских лакомств для собак и кошек. Такие угощения изготавливают из растительных ингредиентов: фруктов, овощей, злаков, бобов, могут использоваться растительные протеины, например, из сои или гороха, для обеспечения животных достаточным количеством белка.

Новинки для кошек, собак, птиц и грызунов

Несмотря на падение интереса к лакомствам для собак и кошек в розничной торговле в 2023 году, компании продолжают выпускать новые продукты в этом сегменте, в том числе с учётом существующих тенденций спроса на рынке.

JAWZ (Tavela) – лакомства для собак «Хрустящие деликатесы» класса human grade. Страна производства: Россия.

Little One (Группа компаний Mealberry) – лимитированная коллекция новогодних лакомств-игрушек для грызунов: «Новогодняя ёлочка» и «Человечек из луговых трав». Полезные лакомства, которые станут праздничным дополнением к ежедневному рациону питомца. Упаковка выполнена в форме открытки, чтобы сделать новинки вкусным подарком и ярким атрибутом праздника. «Зелёная долина» – инновационные полностью съедобные беззерновые палочки с уникальным стержнем, изготовленным из 60 разновидностей луговых трав. Семикратное запекание обеспечивает хрустящую текстуру, которую так любят питомцы, а богатый состав поможет разнообразить рацион. Палочки доступны в трёх вариантах: с фруктами, овощами, травами и цветами. Производятся в России.

Molina (АПЗ «Триол») – натуральное жевательное лакомство из субпродуктов для собак всех пород: уши кролика. Съедобная игрушка для собак поддерживает гигиену полости рта, очищая зубы и дёсны от налёта и остатков пищи. Изготовлены в России.

Monge («Валта Пет Продактс») на «ПаркЗоо» презентовал функциональные лакомства Monge Gift Dental «Хрустящие подушечки с начинкой» с кроликом и перечной мятой для взрослых кошек. Для собак с проблемами суставов Monge Gift Mobility support – «Мясные батончики» с форелью, босвеллией и куркумой (беззерновое мясное лакомство для взрослых собак всех пород). Monge Gift Skin Support – поддерживает здоровье кожи и шерсти питомцев. Это «Мягкие палочки» со свежим лососем, алоэ вера и дрожжами (беззерновое лакомство для собак всех пород). Все продукты производятся в Австрии.

Mypets («Платинум Рус») – линейка мясных консервированных лакомств-паштетов для собак в ламистерах класса human grade. В линейке – четыре вида паштетов для собак всех пород и размеров. Страна производства: Беларусь.

NALAPU («БИО ИНДАСТРИЗ») – функциональные лакомства – печенье для собак. Разработаны совместно с Московской ветеринарной академией. Выпускаются в России.

TiTBiT («Альпинтех») – «Двойное удовольствие» – мясные колбаски для кошек с ягнёнком и индейкой, с цыплёнком и печенью, с телятиной и печенью, с лососем и форелью. KABANOS – безоболочные мясные колбаски для собак с бараниной, говядиной, индейкой, уткой. Сухарики для собак – линейка лакомств на основе классической рецептуры популярных сухариков для людей, с добавлением мяса и с учётом физиологических особенностей питомца. Все продукты – российского производства.

Triol (АПЗ «Триол») – DENTAL NORM – жевательные палочки для собак из рисовой муки, кукурузного крахмала и мясных субпродуктов. Выпускаются в Китае.

WELLEMENT («СИМБИО») – два вида лакомств из сублимированного мяса для собак «Индейка с яблоками» и «Индейка с тыквой»; один вид для котов – «Индейка с яблоками». Российское производство.

 «Деревенские лакомства» («Адресник») – мясные колбаски для щенков с добавлением коровьего молозива. По мнению специалистов компании, лакомства для щенков с молозивом стимулируют иммунитет и рост малышей, защищают от вирусов и бактерий, содержат большое количество белка, пребиотики для полезной микрофлоры кишечника, витамины и минеральные соединения. Производятся в Китае.

«Мнямс» («Валта Пет Продактс») – «Зубной снек» – лакомство с лососем для собак и щенков крупных пород старше трёх месяцев. Предотвращает появление налёта и обеспечивает профилактику появления зубного камня, обладает антибактериальным и освежающим действием, деликатно массирует дёсны. Страна производства: Россия.

«ФАRШ» («Глобал-Вет») – лакомства из мяса и субпродуктов для собак без искусственных добавок. В ассортименте 19 видов. Выпускаются в России.

«ТерриториЯ» («СИМБИО») – сублимированные лакомства для кошек: «Амур лёгкое говяжье», «Амур микс печень + вымя говяжье», «Амур вымя говяжье». А также новые крем-лакомства для кошек: «Кавказ» с индейкой; «Крым» с курицей; «Амур» с индейкой и говядиной; «Таймыр» с курицей и тунцом, «Таймыр» с треской; а также «Забайкалье» с курицей и кроликом. Российское производство.

Итоги 2023 года

Уменьшение объёма рынка лакомств для собак и кошек может быть связано с тем, что покупатели стали экономить, поэтому отказываются от угощений для своих питомцев в пользу самых необходимых товаров – кормов и наполнителей. Отчасти доказательством этому служит то, что значительная доля лакомств в денежном выражении продаётся в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, где доходы владельцев животных выше, чем по стране. Тем не менее в Москве и Санкт-Петербурге Зоомонитор зафиксировал снижение количества запросов на эту продукцию в интернете, как и в целом по стране.

Основной тренд в лакомствах – функциональность. Многие новинки на рынке вышли именно в этом формате. Большинство из них выпущено в России, однако импорт также сохраняется в этом сегменте.

Самая большая доля реализации лакомств по-прежнему в зоомагазинах, а самый высокий рост продаж – в e-commerce, который, вероятнее всего, поддерживают неспециализированные маркетплейсы.