Как рассказал глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов, документ значительно ограничит возможность открытия новых пунктов выдачи для площадок, чья доля превышает 25% от общего объёма онлайн-продаж товаров в предыдущем финансовом году. Эти меры должны сдержать доминирование крупнейших маркетплейсов.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не была ознакомлена с предложением об ограничении доли маркетплейсов. Ведомство подчеркнуло важность саморегулирования и добровольных обязательств участников рынка по борьбе с недобросовестными практиками. Ранее ФАС пришла к выводу о доминировании Ozon и Wildberries на рынке маркетплейсов. По словам главы ведомства Максима Шаскольского, эти две компании занимают около 80% рынка. Так как с марта 2022-го и до конца 2024 года в России действует мораторий на проверки фирм, которые относятся к IT-сфере, у ФАС связаны руки. Однако ведомство работает над тем, чтобы вывести из-под моратория антимонопольный контроль.
Антимонопольная служба сообщила, что получила более 600 жалоб как от потребителей, так и от продавцов товаров на маркетплейсах за 2023 год. В половине случаев граждане жаловались на платную доставку, невозможность отказа от товара, навязывание оплаты доставки некачественного товара и т. д. Другая половина жалоб — от предпринимателей на злоупотребление маркетплейсами доминирующим положением (навязывание невыгодных условий договора, завышение цен на логистику и хранение, начисление штрафов за габариты товаров, за отсутствие маркировки, за взлом личных кабинетов продавцов и т. д.).
Артём Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), счёл инициативу по ограничениям в отношении крупнейших маркетплейсов вредной и не обоснованной с экономической точки зрения. Он отмечает, что малый и средний бизнес активно использует эти площадки как виртуальные витрины, и более половины пунктов выдачи принадлежат местным предпринимателям. Ограничение на открытие новых пунктов выдачи может негативно сказаться на развитии малого бизнеса и на покупателях.
Маркетплейсы сегодня осуществляют 57% всех онлайн-продаж в России, в то время как онлайн-продажи через собственные интернет-магазины ретейлеров составляет 30%, а классические интернет-магазины, специализирующиеся на определённых товарах, занимают 9% рынка. Эти компании интернет-торговли также оцениваются как важные для бизнеса и трудоустройства, где работают более 1,2 млн продавцов, среди которых 80% являются малыми и средними предпринимателями.
Мы в «Зооинформе» позаботились о читателях, которые привыкли совершать покупки зоотоваров на маркетплейсах. Теперь продукция в разделе «Новинки зооиндустрии» сопровождается ссылками на товары на крупнейших торговых онлайн-площадках.
Источник: Forbes