Всё чаще владельцы животных предпочитают покупать зоотовары в супермаркетах или даже на маркетплейсах, а не в специализированных магазинах. Как же рознице сохранить свои позиции? В поисках ответа на этот вопрос мы решили «подглядеть», как с данной задачей справляются бизнесмены за рубежом, а конкретно – в Японии. И одной из основных целей во время нашей поездки в Страну восходящего солнца было посещение зоомагазинов и изучение их ассортимента и стратегии продаж.
Текст: Татьяна Катасонова
Центр притяжения – животные
Главная особенность японских магазинов заключается в том, что во всех продаются животные. И речь не только про обитателей аквариумов, птиц и грызунов, но и про кошек с собаками. При этом они совершенно не вызывают жалости, как можно было бы подумать. Щенки и котята упитанные, весёлые, активные и довольные жизнью. Они «обитают» в прозрачных боксах с игрушками, лежанками и даже закуточком для туалета строго ограниченное время. Затем их перемещают в закрытое от посетителей место для отдыха и игр. Именно так рекомендуют зоопсихологи.

Купить питомца можно только пройдя собеседование, которое обычно проводится в специальных переговорных. В приобретении могут отказать. Но если всё прошло успешно, то заключается договор о владении животным.

Ещё одно интересное наблюдение – цены на питомцев. Щенки и котята, даже беспородные, стоят очень дорого. Если переводить в рубли, то от 100 тысяч и выше. Это в том числе дополнительно придаёт ответственности данному шагу и заставляет потенциальных хозяев всё тщательно взвесить и обдумать своё решение.

Так что японские зоомагазины делают упор на продажу животных. Однако мало кто приходит просто за собакой и кошкой: новоиспечённые хозяева обязательно приобретают заодно и корма, лакомства, амуницию, игрушки и прочие товары, необходимые для жизни, счастья и здоровья любимца.

Особенности ассортимента
Ассортимент товаров в зоомагазинах Японии большой и представлен самыми разными категориями, линейками и брендами. Любопытно, что на полках не встречаются большие упаковки. Они продаются в интернете. А в магазинах можно встретить удобные компактные пакеты, в том числе с уже разделёнными внутри на порции маленькими пачками корма.


Ещё бросается в глаза огромное количество различных лакомств и игрушек. Хозяева определённо любят баловать своих питомцев, и владельцы зоомагазинов обеспечивают им такую возможность, предоставляя большой выбор товаров из данных категорий.

Отдельная вселенная
Теперь про само устройство японских зоомагазинов. Некоторые из них, как и у нас, располагаются внутри торговых центров (но тоже обязательно с животными на своей территории). Один из вариантов нам показался очень интересным: в ТЦ на первом этаже вокруг круглой площадки расположено три (!) магазина зоотоваров. В одном из них продают только животных, и весь уклад этой точки организован под нужды живых обитателей. Второй магазин – бутик с дорогими аксессуарами, где представлены одежда, игрушки, мебель, коляски. Ну и последний – зоомагазин с полным ассортиментом кормов, лакомств и прочих товаров. Как нам объяснили, эти торговые точки удачно дополняют друг друга, а не конкурируют.

Также встречаются торговые площадки, организованные по принципу «магазин в магазине». Например, «островок зоотоваров» располагается посреди большого строительного гипермаркета. Однако это достаточно большой «островок», где не просто можно купить любые необходимые товары (и, разумеется, животных), но и получить консультацию, а также воспользоваться услугами груминга и зоогостиницы. Приятно радует чистота и аккуратность внутри, несмотря на то что он находится в окружении строительных товаров.

Ещё один вариант – отдельный магазин с собственной территорией и зонами оказания дополнительных услуг для животных. Примером такого формата может служить зоомаркет компании Kojima. Помимо широкого ассортимента товаров для различных питомцев, здесь есть груминг-салон, ветеринарная клиника (включая операционную и рентген-кабинет), котокафе, контактный зоопарк с птицами, зоогостиница и даже «детский сад» для щенков. На прилегающей территории обустроена открытая площадка для дрессировки собак, оснащённая спортивными снарядами. Конечно, в зоомагазине можно посмотреть на разных животных в аквариумах, клетках или прозрачных боксах и приобрести своего собственного четвероногого друга (или шести- восьмилапого, крылатого и пр.). Для хозяев это прекрасный вариант, когда все – и товары, и услуги, и развлечения – собраны в одном месте. И даже если владелец просто пришёл позаниматься с собакой на спортивной площадке или привёз кошку к грумеру, то вряд ли он уйдёт просто так, не прикупив для своего любимца какое-нибудь лакомство, игрушку или шампунь.

Животных на улицах в Японии встретить непросто. Видимо, проблема бездомных там решена полностью. Но и выгул собак совершается на специально отведённых территориях. Здесь не принято, как у нас или в западных странах, брать с собой животных в общественные места. Однако поголовье кошек и собак в Японии составляет в общей сложности около 16 млн. И оно продолжает расти, наверное, во многом благодаря стилю работы японских зоомагазинов.

