Поиск

Дефицит ветпрепаратов на исходе года

Ветпрепаратов

Текст: Евгений Назаренко

2022-й год поставил перед российским зообизнесом множество проблем, и одна из наиболее актуальных — дефицит ветпрепаратов. Ситуация при этом сложилась парадоксальная. В ветеринарных клиниках по всей стране специалисты прикладывают огромные усилия, чтобы удержать качество ветеринарной помощи на прежнем уровне при отсутствии привычных средств. Зато государственные чиновники делают вид, что всё прекрасно и ничего экстраординарного не происходит. С чем же отрасль вступает в 2023-й на самом деле?

Ветеринарная фармакология в новой реальности

С конца февраля начала ломаться логистика. Это очень быстро сказалось на поставках фармпрепаратов, несмотря на то что они не попали в санкционные списки, запретов на их ввоз не было, а все фармкомпании сообщали, что работают в штатном режиме. Первые сигналы о нехватке тех или иных позиций стали поступать уже в начале марта. Далее была открыта горячая линия, на которую можно было позвонить и сообщить о проблемах с доступностью тех или иных медикаментов.

В то же время различные ведомства заговорили об импортозамещении в производстве ветпрепаратов. 15 марта в ходе видеоконференции замруководителя Россельхознадзора Константин Савенков сообщил, что ведомство инициировало ряд мер по упрощению процедуры регистрации лекарственных средств и ускоренному внесению изменений в регистрационное досье. Также чиновник озвучил информацию о том, что РСН готово в ускоренном режиме рассмотреть все инициативы российских производителей и импортёров лекарственных средств, направленные на обеспечение бесперебойных поставок из-за рубежа необходимых препаратов и ингредиентов, а также наращивание внутреннего производства. 22 марта прошла очередная встреча, на которой представители бизнеса заявили, что доля импортных препаратов на рынке превышает долю отечественных, при этом за последний месяц цена увеличилась и на те, и на другие. Это неудивительно, если принять во внимание использование в российском производстве зарубежных субстанций. Уже 30 марта в Совете федерации была создана Рабочая группа по импортозамещению, в начале апреля РСН также разработал предложения по смягчению требований к госрегистрации и продлил срок действия лицензий. В июне была введена ускоренная регистрация ветпрепаратов.

Здесь хочется отметить, что, безусловно, все участники рынка заинтересованы в развитии отечественного фармпроизводства. Однако все предыдущие годы руководители российских предприятий говорили об отсутствии реальной поддержки со стороны государства. И, несмотря на сегодняшние многочисленные заверения о возможности замещения зарубежных препаратов, осуществить это в короткие сроки невозможно (да и сама по себе идея полного импортного замещения не очень здравая). Не говоря о том, что некоторые важные лекарственные средства в России никогда не изготавливались в принципе и запуск их производства займёт годы.

ветпрепаратов

Несмотря на то что ситуация с поставками продолжала ухудшаться, в начале апреля Россельхознадзор представил своё видение ситуации: ничего особо критичного не произошло, все возможности для импортозамещения есть, почти у всех зарубежных препаратов существуют отечественные аналоги, а импорт с начала года вообще превысил показатели за аналогичный период 2021 года (согласно другим, более поздним данным, поставки с января по май как раз серьёзно падали). В дальнейшем подобная точка зрения озвучивалась повторно. Так, в июне Сергей Данкверт сказал, что все необходимые лекарственные средства в стране есть, в июле ведомство назвало некорректной информацию о наличии дефицита.

В августе РСН в ответ на предложение создать при ведомстве рабочую группу по ветпрепаратам заявил, что считает это нецелесообразным, т. к. для этого достаточно существующих при Минсельхозе России Оперативного штаба по вопросам развития рынка препаратов для ветприменения и Рабочей группы по ситуации на рынке лекарственных средств для ветприменения. При этом стоит отметить, что информации о деятельности созданного ещё в марте Оперативного штаба до сих пор нет, а Рабочая группа при Минсельхозе собиралась за всё время один раз.

На местах ситуация виделась иначе. В июле «Зооинформ» провёл опрос, в котором поучаствовали представители 26 клиник из самых разных городов России. За редчайшим исключением, все респонденты сообщили о серьёзных перебоях с поставками (причём импортные вакцины практически отсутствовали), увеличении цен и полном исчезновении ряда препаратов, в результате чего стало невозможно в принципе лечить ряд патологий.

Фармбизнес также не согласен с регулятором в оценке ситуации. Участники отмечают, что проблемы существуют не только в плоскости логистики. Не секрет, что рынок фармпрепаратов в России всегда был чрезмерно зарегулирован, и, например, зарегистрировать любой импортный медикамент – задача непростая. Казалось бы, в критической ситуации наиболее правильно ослабить механизмы, чтобы дать возможность сохранить врачам и потребителям доступ к необходимым средствам. Но нет. Ещё в апреле представители зарубежных производителей озвучили ряд насущных проблем, которые могут привести в обозримом будущем к гораздо более серьёзным проблемам. В частности, сюда можно отнести требование о депонировании на территории России штаммов микроорганизмов и вирусов, используемых для производства импортных вакцин, требования об инспекциях производств на соответствие GMP и другие преграды. Несмотря на то что участники рынка неоднократно вносили свои предложения, направленные на упрощение процедур, продвижения до сих пор нет.

ветпрепарат

На пороге зимы

В июле поставки ветпрепаратов из-за рубежа вновь начали расти, очевидно, вследствие формирования новых логистических цепочек. В итоге с января по август импорт даже слегка вырос по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года как в количественном, так и в денежном отношении. Однако тот же анализ показал, что число поставщиков по сравнению с предыдущим годом снизилось – ряд компаний ушёл с рынка, и, вероятно, процесс продолжится. В то же время заметно уменьшились продажи препаратов в розницу.

В ноябре был проведён новый опрос по клиникам страны, чтобы выяснить актуальную ситуацию с доступностью медикаментов для животных. В нём приняли участие 22 клиники из Казани, Калининграда, Кирова, Краснодара, Красноярска, Курска, Москвы, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Уфы, Южно-Сахалинска. Только представители двух организаций заявили, что не ощущают дефицита, т. к. сделали «запас» препаратов. Что касается конкретики, главная боль всех ветврачей – вакцины. Причём не хватает не только импортных, но и отечественных средств для иммунизации. Видимо, российские производители на фоне выросшего спроса (в связи с отсутствием зарубежных препаратов) всё же не справляются, что совсем не удивительно: иммуногенные средства – это всё-таки сложное производство, не черенки для лопат строгать. Ряд респондентов жалуется на нехватку антибиотиков, противопаразитарных препаратов, наркоза, анальгетиков, ветеринарных диет и молока для искусственного вскармливания.

Следует отметить ряд тенденций, о которых свидетельствуют как ответы участников опроса, так и беседа с Сергеем Мендосой и Алексеем Моисеевым из СВК «Белый Клык». Прежде всего, даже если то или иное лекарственное средство не исчезло с рынка полностью, поставки его нестабильны и происходят волнами. В итоге те, у кого есть возможность, стараются закупиться впрок, на несколько месяцев, а то и на год вперёд. Также изменилась номенклатура препаратов и расходных средств, многие клиники вынуждены заменять привычные им наименования другими, далеко не всегда сходного качества. Ряд средств (например, «Золетил») ввозится из Китая частными лицами. Ну и, наконец, цены на всё выросли и продолжают увеличиваться. Так что проблемы налицо. Чтобы их увидеть, надо просто этого захотеть и перестать делать вид, что всё хорошо.

лекарства для животных

Что день грядущий нам готовит?

Нельзя сказать, что государственные структуры вообще ничего не предпринимают. Так, меры, о которых было написано выше, позволили облегчить введение в оборот препаратов российского производства, что привело к появлению на рынке большого числа отечественных наименований. Однако в отношении импорта чиновники продолжают не замечать проблем. А раз нет проблемы, то и делать ничего не надо. Показательной является история с письмом участников ЮРМВК, которое было ещё в октябре направлено в адрес председателя правительства Михаила Мишустина. Участники писали о дефиците вакцин и предлагали отложить вступление в силу закона о депонировании образцов микроорганизмов. Через месяц с лишним директору конгресса Алексею Ермакову пришёл ответ – уже из Департамента ветеринарии МСХ. В нём фактически были повторены тезисы, озвученные ранее Россельхознадзором: никаких ограничений нет, препараты ввозятся, да и вообще, у всего есть отечественные аналоги.

Если принципиально в ближайшее время ничего не поменяется, есть риск, что ситуация может стать совсем катастрофической. Но людям свойственно надеяться на лучшее. Тем более, Новый год близится. Так что и мы будем рассчитывать, что в 2023-м всё повернётся в другую сторону и наконец-то начнут предприниматься необходимые шаги для нормализации ситуации, чтобы ветврачи могли оказывать услуги на высшем уровне, имея в доступности любые вакцины, препараты для наркоза и диетические корма. При этом не думая – а не исчезнет ли всё это завтра.