С 1 октября производители кормов и ветпрепаратов начали наносить маркировочные коды на упаковку продукции, в России увеличилось изготовление питания для животных, аналитики прогнозируют рост мирового рынка ингредиентов для рационов.
Текст: Ксения Лашкова
Законодательство
Требование об обязательной маркировке кормов и ветеринарных препаратов вступило в силу с 1 октября. В Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ) считают, что нововведение не приведёт к росту цен на зоотовары, так как компаниям предоставили льготы для закупки маркировочного оборудования. При этом представители зооиндустрии сообщали о сложностях с маркировкой ещё во время проведения эксперимента.
Развитие производства кормов для питомцев в России, экспорт продукции, введение маркировки, подготовку кадров для отрасли и другие вопросы обсудили на круглом столе в рамках выставки «ПаркЗоо». На встрече присутствовали представители компаний, занимающихся выпуском рационов, Минсельхоза и Национальной ассоциации зооиндустрии (НАЗ). Советник министра сельского хозяйства Андрей Сухарев рассказал о мерах поддержки производителей питания для животных – льготном кредитовании, помощи с сертификацией продукции и т. д. Глава НАЗ Кирилл Дмитриев отметил, что отрасль сталкивается с множеством вызовов, которые нужно решать совместно с властями.
Статистика рынка кормов
По данным Росстата, в августе 2024 года в стране было изготовлено 135 тысяч тонн кормов для домашних животных. Это на 13,2% больше, чем в августе прошлого года. По сравнению с июлем текущего года объёмы изготовления этой продукции увеличились на 5,7%. С начала 2024 года производство рационов выросло на 9%.
Стоимость неспецифического питания для кошек и собак в России варьируется от ₽300 до ₽700 за 1 кг. К такому выводу пришли специалисты Росгосстраха при анализе стоимости содержания питомцев в разных странах. В Армении, Казахстане, Сербии, ОАЭ и Израиле стоимость рационов для животных оказалась заметно выше.
Новинки на рынке кормов
Крем-лакомства AlphaPet для кошек появятся в продаже в конце 2024 года. Всего будет представлено пять вкусов: кролик и яблоко, ягнёнок и облепиха, креветка и моллюски, тунец и льняное семя, курица и клюква.
Рынок кормов за рубежом
Мировые объёмы производства ингредиентов для кормов увеличатся с $34,2 млрд в 2023 году до $47,4 млрд к 2028 году. По прогнозу компании MarketsandMarkets, среднегодовой темп роста составит 6,8%. На это будут влиять увеличение расходов на премиальные корма, рост числа владельцев кошек и собак и другие факторы.
Мировой рынок лакомств для домашних животных увеличится до $75,59 млрд к 2028 году. По данным отчёта Business Research, среднегодовой рост в ближайшие четыре года составит 12,3%. В 2024 году объёмы продаж угощений для питомцев оцениваются в $47,55 млрд. Ключевыми тенденциями станут инновации в упаковке, разработка и рост производства функциональных средств для лечения зубов и прочее.
Свежие корма для собак премиум-класса могут стать драйвером роста мировой зооиндустрии. Аналитики Forbes считают, что производство охлаждённых, замороженных или сублимированных рационов для домашних питомцев является перспективным направлением в отрасли. В целом эксперты предполагают, что развитие мировой зооиндустрии пришло к переломному моменту и её рост больше не гарантирован.
Производитель кормов для домашних питомцев Mars провёл масштабное исследование о владельцах животных. Участие в нём приняли более 20 тысяч человек из 20 стран.
Также Mars сообщил, что планирует в течение следующих трёх лет потратить $1 млрд на подразделение по изготовлению рационов. 70% средств направят на трудоустройство, повышение квалификации и привлечение поставщиков. Среди них будут консультанты, которые будут внедрять в подразделении цифровые технологии. Ещё 30% средств потратят на искусственный интеллект, управление данными, электронную коммерцию и иные технологические новшества.
Аналитики оценили рынок свежих рационов и лакомств для собак и кошек в США в $50 млрд. В отчёте международной консалтинговой компании OC&C Strategy Consultants названы главные тенденции в этой сфере, среди которых быстрое увеличение сегмента свежего питания для домашних питомцев, рост продаж рационов суперпремиум-класса, развитие производства функционально-натуральных продуктов, увеличение интереса к вегетарианским кормам и т. д.
Американский производитель рационов для животных Ollie приобрёл поставщика ветеринарных услуг DIG Labs. Ollie выпускает свежие корма для собак и поставляет их по подписке. Компания намерена внедрить ветеринарные услуги в процесс Foodback Loop — процедуру, в ходе которой полученные данные о состоянии питомца используются для улучшения разработки продуктов и алгоритмов кормления.
Производитель пребиотических ингредиентов Clasado Biosciences выпустил рационы для домашних животных под брендом Bimuno Pet. Корма направлены на поддержание здоровья кишечника.
Две фирмы, входящие в топ-10 крупнейших британских производителей рационов, завершили объединение. Inspired Pet Nutrition и Butcher’s Pet Care создали новую группу компаний с общим объёмом продаж более $454,5 млн.
Крупнейшими производителями кормов Германии по объёму продаж за 2023 год стали Heristo AG ($770 млн), Deuerer ($750 млн) и Rondo Food ($218 млн). По данным сессий и пресс-конференций Interzoo 2024, объём немецкого рынка питания для животных в прошлом году составил $4,85 млрд.
В Германии произошёл скандал из-за проверки потребительских качеств лакомств для собак. Компания Stiftung Warentest проверила 17 марок угощений для домашних питомцев и оценила всех на «двойку». Эксперты сделали вывод, что лакомства очень калорийны и в них недостаточно питательных веществ. Кроме того, специалисты раскритиковали обозначение слишком больших порций на упаковках угощений и отсутствие указания на необходимость сокращения порции корма при включении продукта в рацион.
Испанцы младше 30 лет склонны тратить более $100 на корм для домашних питомцев. При этом, по данным Европейской федерации производителей кормов для животных (FEDIAF), поколение 55+ в Испании занимает первое место по расходам на рационы для кошек.
Продажи кормов для домашних животных на Тайване в 2023 году достигли $960 млн. Совокупный объём рынка зооиндустрии страны составил в прошлом году $38,7 млрд.
Курсы по приготовлению еды для питомцев набирают популярность в Южной Корее. На видеохостингах публикуются обучающие видео, а жители страны посещают очные мастер-классы. Владельцев животных привлекает то, что самостоятельное приготовление питания может обеспечить пользу и безопасность кормов.
Район Наньхэ стал лидером по производству рационов для питомцев в Китае. Издание People’s Daily сообщило, что здесь выпускается 60% всех кормов для домашних животных в стране. Для укрепления позиций на рынке питания для питомцев район выпустил марку Nanhe Pet Industry и создал центр проверки качества кормов.
Белорусский дистрибьютор рационов и других зоотоваров «Ветторгпартнер» завершил строительство склада площадью 10,5 тысячи кв. м. Это позволило удвоить складские мощности компании.
Благотворительность
«Лента» передала приютам для животных почти 20 тонн корма за три года. Ретейлер подвёл итоги проекта помощи бездомным кошкам и собакам. За девять месяцев текущего года покупатели торговой сети пожертвовали 11 тонн готовых рационов для животных. Специальные боксы для сбора кормов установлены в 107 магазинах в 21 городе.