Для урегулирования проблем нужны решительные и консолидированные действия со стороны государства и отрасли. Зообизнес в направлении производства лекарственных средств для ветеринарного применения или ветеринарной лекарственной (медикаментозной) помощи представляет Ассоциация содействия развитию ветеринарного дела «Национальная ветеринарная ассоциация» (НВА), которая и взаимодействует с государственными органами и законодателями. Об основных проблемах отрасли и векторах её развития «Зооинформ» поговорил с Тимуром Хайдаровичем Чибиляевым, исполнительным директором НВА.
Справка:
Тимур Хайдарович Чибиляев родился в Старой Купавне в Московской области. Учился на фармацевтическом факультете Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова. После окончания вуза несколько лет проработал в компании «ЛЭНС-Фарм», затем — в «Верофарм», «Натива» и «Нижфарм» группы компаний «Штада». Работая в «Верофарме», с 2004 года возглавлял рабочую группу Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП).
В 2013 году Тимур Хайдарович стал заместителем генерального директора по разработкам компании «Нижфарм». Приняв во внимание огромный и успешный опыт Чибиляева в сфере фармацевтики и общественной деятельности, его пригласили работать в Национальную ветеринарную ассоциацию, где его знания и навыки были востребованы для выстраивания отношений между компаниями-производителями, членами объединения, ассоциацией и государственными органами власти.
Голос зооиндустрии очень важен
Ветеринарный рынок растёт, и сегодня в зооиндустрии мы наблюдаем активную фазу увеличения доли отечественных ветпрепаратов — они заменяют ушедшие с рынка импортные продукты. Это становится основным трендом на рынке. В современных реалиях в это понятие входят расширение портфелей выпускаемых препаратов, наращивание и совершенствование производственных мощностей.
Отрасли явно не хватает финансовой поддержки со стороны государства и единой стратегии развития. Создание новых лекарств для животных, увеличение выпуска уже существующих продуктов – всё это требует серьёзных инвестиций. Без какой-либо гарантии возврата вложенных средств. Компании работают «на свой страх и риск».
Проблемы ветеринарных производителей стремится решить НВА — объединение крупнейших отечественных частных компаний по выпуску лекарственных препаратов для животных. Своей миссией ассоциация считает развитие ветеринарного рынка страны и повышение качества и доступности ветеринарной медикаментозной помощи.
– Тимур Хайдарович, когда и для чего была создана Национальная ветеринарная ассоциация? Сколько компаний входят в неё?
– Ассоциация создана в начале 2000-х по инициативе ведущих производителей ветпрепаратов, и её целью было наладить диалог между государством и бизнесом. Отдельные частные компании не могут полноценно представлять отрасль перед органами государственной власти, они действуют скорее в своих интересах. А регулятору, чтобы принимать правильные решения, необходимо знать мнение большинства игроков рынка. НВА предоставляет такую возможность государственным структурам, ведя диалог от лица отрасли. Хотя ассоциация численно не обеспечивает большинство, но её участники по доле рынка превалируют среди отечественных производителей.
В ассоциацию входит семь крупнейших на ветеринарном рынке России предприятий, и в настоящее время мы ведём переговоры с компаниями, которые выразили желание вступить в наши ряды.
– Насколько весомо сегодня слово НВА в отрасли и у регуляторов?
– Мы считаем, что выражаем интересы ведущих частных компаний, которые производят более половины отечественных ветеринарных препаратов. Наша позиция вырабатывается через диалог и достижение консенсуса внутри ассоциации, а уже потом выносится в виде предложения на уровень органов государственной власти. Таким образом, выпуская и внося вклад в зооиндустрию больше, чем другие производители, мы считаем, что имеем право выражать свою позицию, и наш голос должен учитываться в числе первых.
К нашему мнению прислушивается государство. В частности, нам удалось отстоять введение 317-ФЗ с 01 сентября 2023 года и продлить действия положений 353-го Постановления Правительства. Мы не единственные, кто выражает позицию ветеринарной отрасли: есть ещё ассоциация «Ветбиопром», куда входят крупные государственные биокомбинаты и с которой у нас подписан договор о сотрудничестве, Национальная ассоциация зооиндустрии, а также Союз предприятий зообизнеса, участниками которого являются в том числе небольшие производители ветпрепаратов.
Справка:
в НВА входят компании «Авивак», ГК АВЗ, «Апиценна», «Ветбиохим», ГК «ВИК», «НИТА-ФАРМ» и «Асконт+». Общее количество зарегистрированных ветпрепаратов участников НВА на рынке – 945, ещё порядка 150 препаратов планируются к регистрации. На этих предприятиях работает почти 3500 человек. Компании – участники НВА располагают производственными площадями в почти 60 тысяч кв. м и в ближайшее время запустят новые цеха — это ещё 20 тысяч кв. м.
Фокус на развитие отечественных препаратов
Рынок «человеческой» фармы в России по итогам 2023 года оценивается в ₽3 трлн, ветеринарной – в ₽98 млрд (включая НДС). Доля локального производства выросла с 42% в 2022 году до 46% по итогам 2023 года.
По данным за 2022 год, которые приведены в «Стратегии развития фармацевтической промышленности до 2030 года», в России 544 предприятия выпускают или поставляют человеческие лекарства, причём около 40 зарубежных компаний локализовали производство. Ввозом и изготовлением препаратов для ветеринарного применения сейчас занимается 97 компаний (на конец 2022 года была зарегистрирована 101 компания с лицензией на производство ЛВП), а локализованных производств иностранных фирм в этом сегменте не было и нет. Доля госзакупок на рынке фармацевтики для человека составляет 36%, на ветеринарном — не более 2%. «Человеческая» фарма давно и активно поддерживается государством, в отличие от ветеринарных производителей, чья продукция важна как для продуктивных, так и для непродуктивных животных, обеспечения продовольственной безопасности страны и психологического комфорта владельцев питомцев.
Оба направления работают в соответствии с Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств» №61-ФЗ, но имеют разные регулирующие органы. У медицинских препаратов – это Минздрав и Минпромторг. Первый отвечает за обращение продукции на рынке, второй – за производство. У ветеринарных препаратов регуляторами выступают Минсельхоз и Россельхознадзор. При этом все требования к деятельности отраслевых компаний практически идентичны.
По данным RNC Pharma, в 2023 году розничные продажи ветпрепаратов для домашних животных составили порядка ₽35 млрд. Динамика относительно показателей 2022 года была зафиксирована на уровне 22,5%. Несмотря на определённые успехи отечественных производителей, НВА считает, что текущая ситуация свидетельствует о низкой инвестиционной привлекательности отрасли. Это вызывает беспокойство, так как ветеринарная отрасль является высокотехнологичной и наукоемкой и должна обеспечивать быструю оборачиваемость инвестиций.
– Тимур Хайдарович, какие основные проблемы отрасли ассоциация пытается решить сегодня?
– Одной из болевых точек отрасли является реализация программы импортозамещения, на которую нацелены усилия наших компаний. Это тот вектор, по которому идёт развитие всех предприятий ветеринарной фармацевтики. Отрасли не хватает поддержки государства, чтобы увеличить производственные мощности и совершенствовать качество выпускаемых препаратов. У нас на сегодняшний день нет материальных мер поддержки, а есть только нематериальные, связанные с облегчением процедуры регистрации лекарств, в том числе с отсрочкой в предоставлении документов. Расширение производственных мощностей – крайне необходимый и финансово затратный процесс – ложится на плечи инвесторов и собственников предприятий.
При этом сфера производства фармацевтических препаратов для человека получает целый комплекс в том числе финансовой поддержки от государства, которая прописана в «Стратегии развития фармацевтической промышленности до 2030 года», утверждённой Правительством РФ. В ветеринарной фармацевтике пока такого документа нет.
В конце апреля были представлены документы Национального проекта и Федеральной программы по поддержке отечественного производства, подготовленных в рамках посланий президента Федеральному собранию, пункт 9а. Правительству Российской Федерации в целях обеспечения технологического суверенитета необходимо обеспечить, в том числе с учётом «Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», разработку, утверждение и реализацию новых национальных проектов технологического суверенитета по ключевым направлениям, прежде всего в части, касающейся сбережения здоровья граждан, продовольственной безопасности, беспилотных авиационных систем, средств производства и автоматизации, транспортной мобильности (включая автономные транспортные средства), экономики данных и цифровой трансформации государства, новых материалов и химии, перспективных космических технологий и сервисов, новых энергетических технологий (в том числе атомных).
– Но какие-то шаги в сторону поддержки производства ветпрепаратов государство сделало, и НВА была инициатором этого?
– Да, в 2022 году, благодаря нашей инициативе, Росстандарт подписал приказ о присвоении ветеринарным препаратам отдельного кода. А это, по сути, выделение наших предприятий зооиндустрии в отдельную отрасль. В 2023 НВА удалось продлить действие разрешения правительства на ускоренную регистрацию препаратов и отсрочку в предоставлении документов, а также отсрочку действия по регистрации отечественных ГМО до 2030 года.
Кроме того, мы добились введения требований стандарта качества GMP к зарубежным производителям ветеринарных препаратов. Если сравнивать ветеринарную и медицинскую фармацевтику, то с 2019 года все иностранные компании, выпускающие лекарственные средства для людей, имеют российские GMP, а это более тысячи производственных площадок. В случае с ветпрепаратами речь идёт о 190 площадках, из которых только порядка 20% имеют российский GMP.
– Некоторые компании, которые не получили сертификат GMP, перестали поставлять препараты в Россию. Например, популярное импортное средство «Бравекто» не ввозится в страну с середины 2022 года, но при этом является лидером продаж в России. Как это возможно и как НВА к этому относится?
– Мы относимся к этому крайне негативно. Наши предприятия готовы заместить это лекарство, и есть российская компания, которая уже зарегистрировала аналог данного препарата, но, к сожалению, на законодательном уровне они пока не имеют права начать его производство и реализацию. На это лекарственное средство ещё действуют патенты зарубежного производителя. Владельцы домашних животных привыкли к этому препарату, он им нравится и действительно нужен. И в этой ситуации серый импорт в зооиндустрии получил возможность нарастить объёмы. Это плохо, потому что речь идёт о ввозе незадекларированной продукции, уходе от налогов и отсутствии гарантии качества, эффективности и безопасности лекарства.
– «Серые» препараты в основном продаются на маркетплейсах. Получается, что торговля ветеринарными препаратами на этих площадках не регулируется?
– Я считаю, что торговля лекарственными средствами для животных на маркетплейсах обязательно должна быть отрегулирована. Если торговые площадки будут выполнять функцию логистики и реализации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к обращению с ветеринарными препаратами, то всё будет замечательно. Ветеринарные аптеки получат дополнительную возможность заработка, а производители — дополнительные объёмы сбыта.
Нужна стратегия развития отрасли
– Тимур Хайдарович, какие отраслевые проекты сегодня для НВА самые важные и какие у вас планы на будущее?
– Прежде всего, мы добиваемся разработки и принятия стратегии развития отрасли. НВА уже подготовила соответствующую концепцию, вынесла её на обсуждение в Совет Федерации и получила поддержку. Планируем добиваться дальнейшего развития этой инициативы. Мы считаем, что государство должно финансово помогать ветеринарной промышленности и увеличить долю государственных закупок в нашей сфере.
Помимо этого, перед зооиндустрией стоит несколько тактических задач.
Во-первых, это сохранение суверенитета страны на ветеринарном рынке: недавно группа депутатов предложила ввести мораторий на применение пункта 52.2 61 ФЗ «Ввод в гражданский оборот лекарственных препаратов для ветеринарного применения». Речь идёт о необходимости наличия GMP для поставок препаратов в Россию из-за рубежа. Мы считаем, что если введут такой запрет, страна в очередной раз потеряет часть своего суверенитета, так как у нас не будет возможности оценить те производственные площадки, которые поставляют продукцию в Россию. Хочу заметить, что в медицинской фармацевтической промышленности о возможности отступления от этих требований никто даже не помышляет.
Во-вторых, нас беспокоит возможное решение государственных органов по введению обязательной маркировки с 1 октября текущего года. Оно ещё не принято, но если это произойдёт, то менее чем за четыре месяца придётся закупить оборудование и программное обеспечение, всё установить, нанять специалистов. У нас большая номенклатура препаратов, много требований к производству. Оценивая эту ситуацию, мы понимаем, что можем не успеть всё подготовить, и тогда возникнут перебои с выпуском. И если обойтись без корма для животного можно, временно перейдя на другой вид питания, например, достав мясо из холодильника, то заменить лекарство, к сожалению, будет нечем. Поэтому мы сейчас просим перенести введение маркировки на сентябрь следующего года и надеемся, что наш голос услышат в правительстве.