Поиск

Рынок наполнителей для кошачьих туалетов

наполнитель для кошачьих туалетов

Текст: Александр Колчин, Ксения Лашкова
Фото: Guajillo studio / AdobeStock

По прогнозам Mordor Intelligence, глобальный рынок наполнителей для кошачьих туалетов в 2023 году вырастет почти до $5 млрд, а к 2028 году – до $6,2 млрд при среднегодовом темпе роста 5,4% (GAGR*).


GAGR (Compound annual growth rate) — совокупный среднегодовой темп роста. Выражается в процентах и показывает, на сколько процентов за год прирастает изучаемый параметр.


В России продажи наполнителей в 2022 году аналитики Discovery Research Group оценили в $260 млн (около ₽21 млрд). Последние данные и прогнозы по рынку наполнителей – в аналитическом материале «Зооинформа».

Терминология и полезные материалы

Наполнители делят на впитывающие и комкующиеся. По материалу – на древесные, бентонитовые, силикагелевые, минеральные и бумажные. «Зооинформ» неоднократно писал о классификации и производстве наполнителей для кошачьих туалетов, а также о том, как их выбирать. Более подробно о применении наполнителей для кошачьих туалетов можно прочитать здесь.

Рынок наполнителей в России

Россия занимает третье место в мире по количеству кошек после США и Китая. Доля сегмента наполнителей на зоорынке (без ветеринарных продуктов и услуг), по расчётам «Зооинформа», в денежном выражении может составлять 7–8%.

Согласно Национальному рейтингу зообизнеса, составленному на основе анализа запросов потребителей в интернете, представленности торговой марки на маркетплейсах, наличия соцсетей и каналов, числа подписчиков на них и другой активности в медиапространстве, наиболее заметными в интернете в 2022 году признаны бренды CAT STEP, Pi-Pi Bent, «Барсик», «Сибирская кошка», «Зооник», Almo Nature, «Зверьё Моё», «СиСиКэт», Van Cat, «Котяра». Всего в рейтинге в категории «Наполнитель для кошачьего туалета» было заявлено 36 брендов. Большинство из них – собственные торговые марки (СТМ) сетей зоомагазинов и бренды российских производителей.

NielsenIQ сообщает, что доля СТМ наполнителей в офлайн-продажах составляет 27,2%, в e-commerce — 6,9%. Наибольшая доля СТМ в Северо-Западном федеральном округе – 32,6%, весомая доля частных марок в Приволжском (30,1%) и Центральном (29,3%) федеральных округах. Самая маленькая доля СТМ на Дальнем Востоке – 8,4%.

По данным Discovery Research Group, в 2022 году рынок наполнителей для кошачьих туалетов в России в натуральном выражении на 88% состоял из продуктов российского производства, порядка 75% рынка занимали впитывающие продукты. В этой категории одни из самых популярных в России – древесные, их доля в прошлом году была 65% от всего рынка, а их продажи аналитики оценили в 332 тысячи тонн. Доля бентонитовых наполнителей – примерно 30%.

Одним из крупнейших изготовителей такой продукции на российском рынке аналитики называют ООО «НПО Новые Технологии», которому принадлежат торговые марки «Барсик», N1, «Русский Чемпион» и «Уют». В топе производителей: «АММА» (CAT STEP), «АРКАДА-С» («Кузя»), «Глинопереработка» (по заказу компании «Лидинг» выпускает Pi-Pi Bent, «Котяра», «СиСи Кэт»), компания «Сибирская кошка».

По данным Discovery Research Group, в прошлом году в Россию было импортировано 65,8 тысячи тонн наполнителей для кошачьих туалетов. В натуральном выражении больше всего было ввезено комкующихся, а в стоимостном выражении — силикагелевых. Китай поставил в страну 52,5% продукции от всего объёма импорта.

Одна из марок силикагелевых наполнителей из китайского сырья – бренд Murkel. Он давно продаётся на рынке Казахстана и в Сибирском федеральном округе России. Сейчас поставщики расширяют территорию продажи, ищут дистрибьюторов и в других регионах страны.

Также в прошлом году в Россию ввезено 169 тысяч тонн древесных наполнителей, в основном из Германии.


Справка
По данным MRC Cat litter products (Qingdao) co., ltd., доля экспорта наполнителей для кошачьих туалетов этой компании в Россию сопоставима с долей поставок в Европу – 25%.
Компания MRC Cat Litter основана в 2015 году. Один из первых в Китае разработчиков и изготовителей соевого наполнителя. Работает с клиентами из 30 стран. Единственный в Китае производитель для компании Mars.
Растёт доля экспорта соевых наполнителей (тофу). В 2015 году в портфеле компании они занимали всего 5%. В 2022 году их доля выросла до 29%, в первом полугодии 2023 года — приблизилась к 40%. Увеличение интереса к соевому наполнителю происходит на фоне его экологичности.
Снижается экспорт силикагеля: в 2015 году доля экспорта продуктов этого сегмента у компании составляла 35%, в 2022-м – 20%, в первом полугодии 2023 года она снизилась до 15%. Во многом это связано с «зелёной» политикой Китая и уменьшением квот на производство силикагеля.
Бентонитовые наполнители «удерживают» долю в экспортном портфеле на уровне 50%. В 2015 году их экспортировалось 58%, в 2022-м – 48%, сегодня – порядка 43%. Древесные и бумажные наполнители для кошачьих туалетов, продукты из тапиоки в период 2015–2023 годов занимают долю в 2–3% в экспорте MRC Cat litter products.


Структура рынка и продаж

По данным аналитической компании NielsenIQ, основные продажи наполнителей в денежном выражении (период – последние 12 месяцев по апрель 2023-го к аналогичному периоду прошлого года) приходятся на городские офлайн-магазины (75,8%), в сельской** розничной торговле реализуется 3,6% продукции, в онлайне — 20,6%.


** Покрытие сельской розницы аналитической компанией – частичное, поэтому фактическая доля может быть немного выше.


Доли продаж в специализированном канале и в продовольственных сетях почти равны: 49,9% и 50,1% соответственно.

В неспециализированном канале продаж лидируют супермаркеты, там реализуется 46,9% такой продукции, 31,9% – в гипермаркетах и 21,1% – в минимаркетах.

Рост продаж наполнителей для кошачьих туалетов на омниканальном (офлайн + онлайн) рынке составил 12%. Самый высокий прирост зафиксирован в сельской рознице – 28,4%. В онлайне продажи увеличились на 23,6%, в городских офлайн-магазинах — на 8,6%.

Продажи в зооканале выросли на 3,3%.

Увеличение продаж в неспециализированной рознице составило 14,3%. Драйвером канала выступают супермаркеты с 26,2% прироста. Продажи в минимаркетах выросли на 11,8%, в гипермаркетах на 1,7%.

Зоомонитор: интернет-запросы в январе–апреле 2023 года

Сервис анализа интернет-запросов Зоомонитор отследил, что в прошлом году запросы на наполнители для кошачьего туалета выросли во многих крупных городах России. По итогам года запросы, например, в Москве выросли на 31%, в Санкт-Петербурге на 37%, в Екатеринбурге на 21%, в Новосибирске на 10% в Краснодаре на 13%.

Самый популярный – комкующийся наполнитель (порядка 13% всех запросов). 10% владельцев кошек ищут древесный. На силикагелевый и бентонитовый приходится 4% и 1% запросов соответственно.

В первые четыре месяца 2023 года количество интернет-запросов по сравнению с прошлым годом снизилось. Самое большое падение пришлось на апрель. В некоторых городах в этом месяце показатели упали более чем на 50%. Рост количества запросов год к году отмечался в некоторых городах в марте этого года.

Изменение интернет-запросов на наполнители для кошачьих туалетов***
  январь февраль март апрель
Москва  2% –4% –31% –64%
Санкт-Петербург –15% –20% –31% –62%
Екатеринбург –19% –30%  17% –56%
Новосибирск –31% –35% –7% –43%
Краснодар –24% –24%  13% –54%
Нижний Новгород –6% –11%  36% –43%
Владивосток –13% –35%  17% –43%
Калининград  27% –10%  75% –41%
*** В январе–апреле 2023 года по сравнению с данными за январь–апрель 2022 года.

Перспективы рынка

Рост мирового рынка наполнителей до 2028 года (+5,4% GAGR**) прогнозируется выше уровня роста рынка кормов для домашних животных (+5,1%) и на уровне роста сегмента услуг для них (+5,4%). Но это на 2% ниже ожидаемого роста всего рынка товаров по уходу за питомцами (+7,4%).

По нашим наблюдениям, основанным на данных NielsenIQ, за последние пять лет рост рынка наполнителей в России увеличивается.

В марте 2020 года сегмент демонстрировал рост около 8% по отношению к марту 2019 года. В марте 2021 года аналитики фиксировали увеличение продаж всего на 1,5% (за период с апреля 2020 по март 2021 года), что, возможно, было связано с высокой базой продаж в 2020 году, созданной спросом во время длительных ковидных локдаунов.

В феврале прошлого года отмечен рост рынка на 14,3% по отношению к аналогичному периоду 2021 года. В августе (по сравнению с аналогичным периодом 2021 года) был зафиксирован рост на 26%, на это значительно повлияла инфляция.

В текущем году рынок наполнителей для кошачьих туалетов демонстрирует рост на 12% за последние 12 месяцев (по апрель 2023 года к аналогичному периоду прошлого года).

По данным Discovery Research Group, которые мы привели выше, большая часть наполнителей производится в России из местного сырья, поэтому в сегменте высока доля СТМ. Экспортируется около 12% наполнителей, в основном из Китая и Германии.

Учитывая данные о росте рынка наполнителей в РФ за последние годы, его малую зависимость от импорта и привозного сырья, можно предположить, что сегмент останется одним из самых стабильных и продолжит расти в ближайшее время.


Историческая справка
Изобретателем и основателем промышленного производства наполнителей для кошачьих туалетов считается американец Эдвард Лоу. Его отец продавал промышленные адсорбенты в штате Миннесота. В ассортименте была впитывающая глина Fuller’sEarth, которую использовали на текстильных фабриках при очистке шерсти.
Зимой 1947 года Эдвард посоветовал соседям наполнить лоток их кошки этой глиной вместо песка, который они использовали. Глина понравилась им, и вскоре вся округа применяла этот адсорбент в качестве наполнителя.
Потом Лоу предложил местной рознице крафтовые пакеты с сухой глиной с надписью KittyLitter. Первую упаковку клиенты торговой точки получали бесплатно. Убедившись в эффективности средства, они возвращались и покупали KittyLitter.
Для улучшения и разработки новых разновидностей адсорбентов Эдвард Лоу создал целый исследовательский центр, где помимо людей «работали» более ста кошек, которые «тестировали» новинки. К 1990-м годам компания Edward Lowe Industries заняла ведущее место на рынке наполнителей. После смерти основателя фирму приобрела американская корпорация Ralston Purina.