В рамках публичного обсуждения внесения изменений в приказ МСХ №648 СПЗ направил свою позицию по сокращению товаров, подлежащих сопровождению ВСД.
Позиция СПЗ заключается в следующем: «Союз предприятий зообизнеса (СПЗ) от лица производителей, импортёров, дистрибуторов кормов и кормовых добавок для непродуктивных животных, оптовых и розничных компаний России просит рассмотреть возможность исключения из перечня продукции, подлежащей обязательной электронной ветеринарной сертификации, кормов и кормовых добавок для непродуктивных животных.
Ранее Департаментом ветеринарии Минсельхоза России было рассмотрено наше обращение в адрес заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Гордеева, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации письмом от 10 сентября 2018 года №П11–46516. В письме Минсельхоза указано, что возможность внесения изменений в указанный приказ №648 будет рассмотрена в случае целесообразности.
В связи с этим СПЗ провёл опрос производителей, импортёров, дистрибуторов кормов и кормовых добавок для непродуктивных животных, оптовых и розничных компаний, в котором приняли участие более 400 организаций, которые высказались за исключение этой продукции из перечня.
Абсолютно все участники опроса отметили, что нагрузка на бизнес возросла многократно, расходы оказались во много раз больше, чем при оплате за ВСД ветеринарной службе.
Приказом МСХ №251 были внесены поправки в перечень продукции, утверждённой приказом №648, например, оттуда исключены сухие супы для людей, продукты питания, содержащие в своем составе менее 50% продукции животного происхождения, но они не коснулось готовых кормов и кормовых добавок для непродуктивных животных.
Исходя из изложенного, СПЗ просил повторно рассмотреть вопрос об исключении готовой продукции для непродуктивных животных из перечня продукции, подлежащей ветеринарной сертификации.
Также СПЗ просил рассмотреть вопрос об исключении в группе 01 «Живые животные» в перечне подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами: «Лошади, ослы, мулы и лошаки живые. Крупный рогатый скот живой. Свиньи живые. Овцы и козы живые. Домашняя птица живая, то есть куры домашние (Gallusdomesticus), утки, гуси, индейки и цесарки. Живые животные прочие. Кроме: Живые животные – амфибии (код ТН ВЭД 010690), рептилии (код ТН ВЭД 010620), насекомые прочие (код ТН ВЭД 010649)».
Пояснения: перечислены группы животных – амфибии (код ТН ВЭД 010690), рептилии (код ТН ВЭД 010620), насекомые прочие (код ТН ВЭД 010649), для которых даже «Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утверждёнными Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. №317» не предусмотрены никакие лабораторные исследования, вакцинации, карантинирование и которые не являются переносчиками никаких особо (и не особо) опасных заболеваний и вообще никаких заболеваний, общих для человека и других животных.
В главе 16 «ВЕТЕРИНАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) перемещении между государствами-членами диких животных», под дикими животными понимаются животные, изъятые из природной среды впервые, независимо от места их обитания (вольное обитание, заповедники, заказники, национальные парки и др.). Что касается тех же групп животных, полученных от разведения в условиях искусственно созданной среды обитания в ряду поколений, то для них вообще не предусмотрены никакие ветеринарно-санитарные правила.
По первому вопросу на официальном сайте regulation.gov.ru размещён следующий комментарий:
«Одним из важнейших элементов обеспечения эффективности системы является прослеживаемость происхождения подконтрольных товаров. Любой разрыв в цепочке прослеживаемости сделает систему полностью не эффективной в отношении товаров, где прослеживаемость заканчивается в момент, когда продукция ещё не достигла прилавка магазина.
ВСД, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, установленном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.
Кроме того, в соответствии с действующим перечнем продуктов, исключение составляют кормовые добавки химического и микробиологического синтеза.
Участники оборота подконтрольных товаров получают следующие преимущества:
– сокращение коррупционной составляющей при взаимодействии с органами государственной власти за счёт прозрачности и сокращения количества действий с участием человека;
– возможность полностью автоматизировать процесс оформления ВСД на объектах осуществления хозяйствующей деятельности;
– исключение необходимости оплачивать стоимость бланков строгой отчётности, на которых оформляются ВСД на перемещение подконтрольных товаров;
– возможность использовать информацию, содержащуюся в ФГИС в области ветеринарии, для проведения маркетинговых исследований в отношении произведённых товаров;
– право на самостоятельное оформление ВСД на товары, не имеющие высоких ветеринарных рисков, или до мест проведения ветеринарной санитарной экспертизы;
– государственную гарантию безопасности и легальности подконтрольных товаров, находящихся на всех этапах оборота, включая появление фальсифицированных документов;
– равные условия реализации подконтрольных товаров для всех участников рынка.
Обращаем внимание, что регистрация, доступ, и использование программного обеспечения ФГИС в области ветеринарии и оформление ВСД в электронной форме осуществляется на безвозмездной основе.
По второму предложению позиция МСХ такова: «ВСД, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, установленном актом, составляющим право Евразийского экономического союза. Вносимые изменения призваны обеспечить прослеживаемость подконтрольных государственной ветеринарной службе Российской Федерации товаров».
Позицию СПЗ полностью поддержал Союз участников потребительского рынка (СУПР) в обращении к министру сельского хозяйства Д.Н. Патрушеву.
Позиции СПЗ и СУПР разработчиками не приняты. Кстати сказать, все предложения от разных лиц, размещённые на regulation.gov.ru, не учтены Минсельхозом.
Остаётся надеяться, что при прохождении данным проектом процедуры оценки регулирующего воздействия в Минэкономразвития позиция СПЗ будет услышана.
Источник: СПЗ