В ходе встречи Владлен Максимов, вице-президент «ОПОРЫ России», президент Ассоциации малоформатной торговли, предложил ряд инициатив, которые могли бы снизить высокие тарифы на эквайринг.
Он рассказал, что в Россию эта практика пришла из США, где действует система кредитного эквайринга. В нашей стране она была применена к дебетовым картам. Но на момент ввода этой услуги картами расплачивались 3–4% населения, и бизнес не нёс больших потерь.
Сегодня, по данным Банка России, на предприятиях торговли и услуг в РФ установлено почти 4 млн терминалов по приёму платежей. Общий оборот по картам в торговле и услугах за девять месяцев 2022 года составляет 32 трлн рублей.
Ведущий эксперт Ассоциации малоформатной торговли Виктор Насочевский отметил, что с учётом средней ставки эквайринга в 2% торговля за 2021 год заплатила 763 млрд рублей за услугу эквайринга. С учётом данных за девять месяцев 2022 года эта сумма может составить 853,4 млрд рублей по итогам прошлого года. Таким образом, рост отчислений от эквайринга составит около 11%.
Владлен Максимов уточнил, что в России, плюс ко всему, действуют неравные условия эквайринга: для крупных продуктовых сетей тариф составляет 0,5–1%, для сектора non-food — 1,5%, а для малого и среднего бизнеса — 1,8–3%.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов рассказал о международной практике регулирования правил работы платёжных систем и банков, где ограничивается либо максимальная комиссия за эквайринг, либо межбанковская комиссия. Это делается потому, что ретейл платил колоссальные суммы за банковское обслуживание. Сейчас, например, в Европе самая высокая ставка по эквайрингу 0,7%.
Владлен Максимов предложил три ключевые инициативы, которые могут способствовать решению проблемы, в частности, разделение эквайринга на кредитный и дебетовый. Также нужно выделить отдельной строкой способ платежа — предоставить клиенту право выбора: оплатить картой с комиссией, например, 2% или через систему быстрых платежей (СБП) и отдать за комиссию 0,4%.
Эксперт считает, что необходимо с помощью Центрального банка России и Федеральной антимонопольной службы выяснить, куда именно уходят деньги, которые собирают с населения, пользующегося картами, число которых достигло 300 млн. Кроме того, нужно мотивировать людей пользоваться СПБ. Как считает Максимов, сейчас люди не хотят этого делать, так как при оплате с карты получают кешбэк. Когда такой бонус будет предоставляться и при оплате через СБП, стоимость эквайринга вернётся к нормальным значениям.
Источник: ОПОРА России
Читать по теме:
«ОПОРА России» просит ЦБ ограничить эквайринговую комиссию для зооиндустрии
Безналичная оплата принимается почти в 90% российских зоомагазинов