Поиск
импортозамещение

Импортозамещение в России и другие тренды зообизнеса

Перемены – такая же неотъемлемая часть бизнеса, как стремление к его стабильности и росту. Перемены с трудом поддаются контролю, однако можно научиться адаптироваться и эффективно управлять компанией в условиях постоянных изменений. Поиску точек опоры в турбулентные времена будет посвящён предстоящий Саммит зообизнеса. Аналитическая компания НАФИ выпустила большое исследование «100 трендов 2024. Куда двигаться бизнесу?», где рассматривает в качестве точек опоры для бизнеса тренды в разных сферах экономики. «Зооинформ» проанализировал, что зообизнесу может дать импортозамещение, как сегодня могут сотрудничать конкуренты и что хочет контролировать государство.

Текст: Анна Каминская. Александр Колчин
Фото: Freepik; Midjourney

Трендология зообизнеса в 2024 году

Среди основных трендов предпринимательства НАФИ называют:

  • Сегодняшний простор для импортозамещения
  • Выход российского бизнеса на рынки СНГ, Латинской Америки и Африки
  • Приоритет на сотрудничество
  • Активное развитие социального предпринимательства
  • Регулирование со стороны государства
  • Дефицит кадров
  • Изменения в онлайн-ассортименте
  • Улучшение отношения общества к бизнесу
  • Активный выход на рынок женщин-предпринимателей
  • Молодые бизнесмены становятся драйверами развития экономики.

Аналитическая компания также отметила, что основные препятствия для ведения бизнеса в России остались прежними: бюрократия, дефицит профессионалов и финансовых ресурсов, несовершенство законодательства. В 2023 году четверть предпринимателей упомянула новый сдерживающий фактор — международные санкции против России.

Думай глобально – действуй локально

Одним из основных мировых трендов предпринимательства, согласно исследованию НАФИ, является перестановка сил на международной арене и локализация производств.

«Социально-политические изменения, обострения отношений между экономически развитыми странами, нарушения логистических цепочек приводят к перемещению производственных мощностей и сосредоточению производств в границах одного континента, региона. Одновременно бизнес продолжает стремиться к выходу на внешние рынки».

считают аналитики НАФИ.

Курс на локализацию – одно из самых заметных и значительных явлений российского зообизнеса последних лет. Отечественные производители, как могут, снижают логистическую нагрузку на бизнес и выстраивают работу, исходя из принципа независимости от зарубежных поставок: сырья, оборудования, комплектующих, упаковки.

Зооиндустрия уже имеет достаточный опыт и ресурсы, чтобы справиться со всеми процессами самостоятельно, включая процесс импортозамещения. «КОНТИНЕНТЗОО» в числе первых откликнулся на запрос рынка на выпуск локальных рационов суперпремиального качества. Компания начала производить продукцию ведущего кормового бренда в своём дистрибьюторском портфеле Brit в России. Выпуск Brit Premium стартовал осенью 2021 года, а Brit Care — в 2023 году.

LIMKORM GROUP, построив недавно завод по изготовлению кормов для животных в г. Губкин, использует своё сырьё и свои лаборатории, создаёт и развивает сопутствующие производства: куриной муки, альтернативного белка, премиксов, привлекает отечественных специалистов. Компания планирует построить предприятие по производству вкусоароматических кормовых добавок и гидролизатов для изготовления кормов для непродуктивных животных и рыб. Годовая мощность предприятия составит 7 тысяч тонн. Общая стоимость инвестиционного проекта – 444,57 млн рублей.

Молодой бренд кормов BOWL WOW также сделал ставку на импортозамещение. Компания использует отечественное сырьё и привлекает ведущих российских технологов для разработки рационов. Сейчас BOWL WOW строит собственное производство.

На Саммите зообизнеса России – 2023 владелец датской компании Aller Petfood Генриетта Бюллинг рассказала, как после ухода из России международных производителей упаковки, оборудования и сырья в Aller Petfood сделали всё для того, чтобы стать полностью локальным производством. Постепенно перенастроили взаимосвязи с поставщиками ингредиентов и остальных составляющих, адаптировали формулы.

***

Предпринимательство в России, согласно выводам НАФИ, имеет свою специфику трендов – как в силу внешних причин, так и в результате местных особенностей регулирования и мышления.

Импортозамещение для всех

«Население надеется на появление сильных отечественных брендов, которые восполнят недостаток по целому ряду категорий, начиная с товаров повседневного спроса, заканчивая высокотехнологичной продукцией»,

– сообщает НАФИ.

Российский зообизнес с энтузиазмом принялся за реализацию политики импортозамещения, главным образом – по части ветеринарных препаратов и кормов для домашних животных. По данным NielsenIQ в 2023 году, на отечественном рынке появилось 10 406 новых торговых марок, и порядка 312 (3% от общего числа) – это зоотовары. Появились и новые отечественные ветпрепараты.

импортозамещение

По данным RNC Pharma, суммарная рублёвая доля производителей из России на рынке лекарств для животных достигла в 2023 году 43,1%.

Африка, Латинская Америка и СНГ

«Российские компании усиливают сотрудничество по целому ряду направлений. Страны СНГ, в частности, привлекают их как самостоятельно, так и в качестве транзитной зоны для дальнейшего продвижения на Ближний Восток и в Азию»,

говорится в исследовании.

Для российского зообизнеса новые страны интересны в первую очередь возможностью расширить ассортимент импортных лекарств и кормов для животных. На последней выставке «ПаркЗоо» были представлены новые бренды из Беларуси, Турции, Китая, Сербии и Аргентины. В то же время Минсельхоз уверен, что объём производства продукции в России позволяет не только удовлетворять основные внутренние потребности, но и экспортировать рационы для питомцев в другие страны.

Российские компании

Сотрудничество – на первый план

«Культура делового партнёрства в России укрепляется на фоне социально-экономических изменений. Возрастает роль доверия между бизнес-партнёрами. Руководители компаний осознают, что многие принципиально важные для развития задачи проще решить совместными усилиями»,

– считают эксперты НАФИ.

Предприятия зооиндустрии осваивают новые модели оптимизации бизнеса, в частности – за счёт разделения расходов между партнёрами. Например, компания «СОРСО-СТР» разложила все этапы работы предприятий зообизнеса на составляющие, чтобы выявить процессы, в которых оптимизация расходов не только возможна, но и необходима. Совместное пользование складами, консолидированная доставка, сборные заказы – лишь небольшой список того, что предлагает сервисная компания для выхода из острой фазы кризиса, предотвращения финансового краха, перехода на новый виток развития бизнеса.

Сотрудничество

Государственный контроль сохраняется

Эксперименты с маркировкой зоотоваров, породившие немало споров и угрожающие серьёзными трудностями для бизнеса, – ещё одно явление, к которому приходится адаптироваться российскому зообизнесу. Адаптироваться лучше вместе – к этому всегда призывала Национальная ассоциации зооиндустрии (НАЗ). Отрасль в лице ассоциации и ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак») будут сотрудничать при проведении экспериментов по маркировке кормов для домашних животных и ветеринарных препаратов. Стороны подписали соответствующее соглашение 12 февраля 2024 года.

Президент НАЗ Кирилл Дмитриев отметил, что это важный шаг к выработке наилучших практик для зообизнеса. Участие членов НАЗ в эксперименте позволит проработать все спорные вопросы и решить их в диалоге с представителями отрасли, а также добиться максимального эффекта в плане улучшения прозрачности рынков и минимизировать давление на бизнес. В частности, в сотрудничестве с ЦРПТ ассоциация планирует решить вопрос реализации кормов для животных на развес.

Покупки в онлайне стали привычкой

«Растёт доверие потребителей к игрокам e-commerce и привычка покупать онлайн. Для миллениалов и зумеров интернет-покупки — родная стихия. Развитие технологий позволяет рассмотреть товар в виртуальном шоу-руме. По данным НАФИ, более двух третей россиян делали покупки на маркетплейсах за последний квартал».

В статье о покупателях-зумерах «Зооинформ» подробно рассказал о том, что это очень эмоциональное поколение, для которого питомцы – антистрессовый фактор. Из материала можно узнать, как зумеры покупают зоотовары и сколько будут тратить на своих четвероногих друзей.

кормов для животных

В то же время компании зообизнеса в России сталкиваются с проблемами при реализации товаров через маркетплейсы. Отсутствие государственного регулирования, непрозрачность условий партнёрства и ценообразования приводят к тому, что около 65% представителей отрасли, торгующих на площадках, недовольны сотрудничеством (согласно опросу «Зооинформа» и НАЗ). Налаживание механизмов взаимодействия – одна из ключевых целей зооиндустрии, и если она будет достигнута, это может дать отрасли дополнительный импульс в развитии продаж.

Молодёжь – драйвер бизнеса

«По данным НАФИ, интерес российской молодёжи к предпринимательству растёт. Основной мотив — стремление к личной свободе и независимости, которые в большой степени обеспечиваются материальным благополучием. 12% потенциальных предпринимателей среди молодёжи хотели бы открыть высокотехнологичный бизнес»,

сообщают аналитики.

В зообизнес приходят молодые, дерзкие и целеустремлённые предприниматели с совершенно другим видением отрасли и её перспектив. Анализируя опыт компаний со стажем, они берут от них лучшее и синтезируют новые схемы работы, учитывающие современные тенденции, экологическую устойчивость, гуманизацию, ответственное и заботливое отношение к питомцам.

***

Умение бизнеса отслеживать тенденции перемен и на их основе прогнозировать варианты возможного будущего – это ключ к успеху. Адаптация к быстро меняющимся технологиям и рыночным условиям задаёт новую парадигму, в которой гибкость и новаторство не просто важны, но и становятся определяющими факторами развития бизнеса.

Узнать о том, как новые тренды зообизнеса отразятся на отрасли в 2024 году, можно на Саммите зообизнеса России. На Саммите Евгения Шамис расскажет о разных поколениях: на кого бизнесу опираться во времена турбулентности и невесомости, Юлия Долженкова будет исследовать «математику партнёрства» и докажет, почему 1 + 1 = 3. Константин Локтев (NielsenIQ) традиционно выступит с докладом «Поведение потребителей и анализ рынка зоотоваров».

Доступный и эффективный вариант участия в главном событии года в зооиндустрии – онлайн-трансляция. Зарегистрироваться можно здесь.