МГАВМиБ

Ирина Ларионова: «Мы хотим, чтобы наши студенты становились и достойными специалистами, и достойными людьми»

В 2024 году alma mater многих из нас, ветеринарных врачей, Московская ветеринарная академия имени К. И. Скрябина, ныне МГАВМиБ имени К. И. Скрябина, отметила свой 105-й юбилей.

Беседовала Екатерина Забегина

Возможно, наша идея взять интервью у Ирины Сергеевны Ларионовой, доктора наук, профессора, заведующей кафедрой философии академии, покажется неожиданной, но Ирина Сергеевна сегодня для нас — это душа любимого вуза, настоящий друг и соратник не только подрастающего поколения ветеринарных врачей, но и давно практикующих ветврачей и учёных, в том числе и нашего журнала. Кроме этого, Ирина Сергеевна — основатель Конноспортивного клуба «Лаир», спасительница одной из исконно русских пород лошадей — вятской, восстановлению которой она отдала многие годы своей жизни, организатор ежегодного шоу лошадей в академии в День Знаний 1 сентября.

— Дорогая Ирина Сергеевна, мы рады возможности поговорить сегодня с вами и прежде всего хотим поблагодарить вас за всё то, что вы делаете для родной академии и для будущих ветеринарных специалистов. Мы знаем, что вы работаете в МГАВМиБ больше 30 лет. Как случилось, что ваша жизнь оказалась связана именно с ней?
— Дело в том, что базовой дисциплиной при изучении биологических наук, ветеринарных наук, предметов зоотехнического профиля, экологии, агробизнеса, дисциплиной, которую называют матерью всех наук, является философия. Это одно из самых захватывающих направлений научного познания. Мне всегда были интересны философские проблемы естественных наук, и самой благодатной наукой для того, чтобы изучить сложные формы движения материи и выявить наиболее общие законы развития мира, является биология — наука, которая изучает всё живое на Земле.

Мой научный интерес привёл меня в академию, которой я служу более 30 лет на одной и той же кафедре, а теперь уже заведую этой кафедрой. И конечно, я очень люблю животных, я связала свою жизнь с лошадьми, и более 50 лет я работаю с лошадьми как спортсмен, а теперь уже и как конезаводчик и как хозяйка конного клуба. Мой интерес биологический пересекается с интересом моих студентов, которые тоже очень любят животных и направляют свою активность на то, чтобы сохранять жизнь во всех её проявлениях. Через любовь к животным мы учимся любить жизнь и благоговеть перед нею. Я со своими студентами МГАВМиБ на одной волне, и мне очень важно, что мы понимаем друг друга.

Ирина Ларионова

— Ветеринарный врач — профессия чрезвычайно ответственная, и специалист этой профессии должен обладать огромным багажом знаний как общих биологических дисциплин, так и узко специализированных, а также владеть множеством практических навыков. Я помню из своих студенческих лет, как много внимания уделялось в родной академии общественным наукам. Почему философия так важна?
— Во-первых, любой познавательный процесс требует методологии, а философия является методологией научного познания. Правильное владение методологией открывает возможность поиска истины наиболее коротким и эффективным путём, и этому учит философия как наука о наиболее общих законах развития мира. Биология является только частью реальности, и она тоже подчиняется законам философии. И изучить биологию с точки зрения реализации наиболее общих законов развития мира — это очень интересно. Философия — наука о взаимосвязях, которая позволяет понять, как устроена часть через понимание целого, что важно для системного подхода к любому объекту, в том числе к любому биологическому объекту. У нас есть уникальная возможность через философию лучше понять, что есть жизнь. Проблема происхождения и сущности жизни — это тоже философская проблема. Понимая, как жизнь возникла, мы постигаем смысл жизни.

Таким образом мы вышли на важную проблему — проблему формирования мировоззрения. Мировоззрение — это обобщённая система взглядов человека на мир и место человека в нём. А сформировать своё мировоззрение мы можем, базируясь на философском знании. Человек со зрелым мировоззрением обладает позицией, становится личностью. Критерий личности — это зрелое мировоззрение и умение применить его на практике и при этом ещё иметь социальную ответственность. Таким образом мы и формируем личность. Каждый человек индивид, но не каждый личность. Нам важно, чтобы наши студенты были личностями, то есть обладали социальной ответственностью, программой профессиональной деятельности и своей позицией. Всему этому учит философия.

Кроме того, философия имеет познавательную задачу. В принципе, история философии — это история биологии. Известно, что специализация наук сформировалась к XVI веку. Биология же как фундаментальная наука сформировалась очень поздно, только в XX веке, через 100 лет после написания книги Дарвином. Знания биологические имелись, но как науки биологии до этого времени не существовало, потому что наука предполагает наличие хотя бы одного фундаментального закона развития природы, и такие законы были познаны только в ХХ веке. Философия как самая древняя наука включала в себя зачатки и развитие биологических знаний. Кроме того, философия выполняет важную социальную и гуманистическую задачу. Только человек задаёт себе философские вопросы и отвечает на них. Ни один из других биологических видов на земле не способен сформулировать философский вопрос такой, например, как вопрос о смысле жизни. Отвечая на философские вопросы, человек формируется как личность. Философия помогает найти смысл жизни, обрести и выполнить свою уникальную задачу, чем обеспечить себе гармонию и свободу, а свобода — это абсолютная ценность. Это очень коротко, но это очень важно. К счастью, важность гуманитарных наук понимают руководители нашей отрасли, поэтому отношение к гуманитарному образованию в ветеринарии и, в частности, во МГАВМиБ имени К. И. Скрябина достаточно серьёзное и организованное. Мы хотим, чтобы наши студенты становились и достойными специалистами, и достойными людьми. Философия является обязательной дисциплиной для студентов, магистрантов и аспирантов академии.

Ирина Ларионова

— Что для вас Московская ветеринарная академия? Какая она сегодня, на ваш взгляд? Возможно, что-то хотелось бы усовершенствовать? В общем, интересен ваш взгляд изнутри…
— В академии прошла моя жизнь. Я пришла работать в академию молодым кандидатом наук на должность старшего преподавателя, мне было очень интересно трудиться с людьми, которым интересен естественнонаучный подход к жизни и интересен именно биологический мир как самая захватывающая и сложная форма организации нашего бытия, и мне нужно было разобраться в этом самой, чтобы затем научить разбираться в этом ребят. И я осталась. Преподавание — это моё призвание, и, мне кажется, у меня получается, я люблю свою профессию и поэтому нахожусь в ней многие годы, хотя известно, что и наша страна, и наша высшая школа переживали разные времена, но тем не менее я считаю, что в преодолении трудностей формируются профессионализм и характер. Я не уходила от трудностей, а предпочитала их преодолевать. Занималась научной работой, стала доцентом, защитила докторскую диссертацию, получила звание профессора и Почётного работника высшего профессионального образования РФ. Кафедрой я заведую более 15 лет. И это некий стойкий консерватизм, что говорит о том, что я люблю свою профессию и люблю МГАВМиБ. Чем больше вкладываешь в дело, тем оно дороже. Академия — это моя жизнь, и это моя alma mater, хотя я её и не окончила, а получила образование на философском факультете МГУ имени Ломоносова, и, по сути, у меня две alma mater — МГУ и наша МВА. Это моя молодость, моё призвание, моя жизнь.

— Вы очень мудрый человек, высокопрофессиональный преподаватель с огромным опытом и множеством выпущенных в жизнь специалистов. Что в системе образования в целом Вы советовали бы поменять? К чему должны прислушаться вышестоящие инстанции?
— Академия сегодня — это современная высшая школа, отвечающая требованиям к образовательным организациям и выполняющая задачи, которые ставят перед ней Министерство образования и Министерство сельского хозяйства. Мы стараемся овладевать инновационными подходами, применять новые технологии. МГАВМиБ сегодня выглядит очень достойно и с эстетической точки зрения. Сформирован педагогический коллектив из высокопрофессиональных кадров, наиболее талантливые студенты поступают в аспирантуру, становятся кандидатами и докторами наук, профессорами. Мне приятно видеть, что многие мои студенты и аспиранты становятся руководителями подразделений академии, совершенствуются и растут в профессии.

Что бы мне хотелось усовершенствовать? Это очень сложный вопрос. Кроме знаний и умений, очень много сегодня требуется от преподавателей: объёмная методическая работа, научная работа, общественная работа, и иногда учебному процессу физически уделяется меньше времени, чем хотелось бы. Но сегодня это общая тенденция всего высшего образования в целом, а не МГАВМиБ. Это замечают коллеги во многих вузах страны: требования к современному преподавателю таковы, а время в сутках лимитировано 24 часами, что учебному процессу уделяется меньше времени и внимания, чем необходимо. Мы, конечно же, очень стараемся и выполняем все требования, но это даётся нам нелегко. Преподаватели должны прежде всего учить студентов. Это ведь самое главное.

— Конный клуб «Лаир» — как возникла идея его создать и почему вятки? Как ваша любовь к лошадям помогает вам в работе на кафедре и в повседневной жизни?
— Лошади — это большая любовь всей моей жизни. Она мне никем не была привита, я с ней родилась. Я лошадей очень люблю, и 50 лет я в непрерывном общении с ними. Идея создать конный клуб возникла 25 лет назад, сегодня ему 20 лет, и за эти годы клуб сделал много: развитие детского спорта, образовательные и благотворительные программы для детей, в том числе с физическими и социальными проблемами. Лошадь учит терпению, смирению и любви. Через мир лошади человек становится человеком.

Ещё одна задача нашего клуба — это сохранение национальных конных традиций. Мы воспроизводим праздники, которые были традиционными на Руси. С другой стороны, сохранение национальных конных традиций — это возрождение исконно русских пород лошадей. Наш клуб занимается возрождением вятской породы. Она уникальная, исконно русская, ныне малочисленная, ей угрожает опасность исчезновения, и если бы не группа энтузиастов, породы давно бы не существовало. Мы занимаемся разведением, используем вятскую лошадь в лёгкой упряжи и в верховой езде, показываем в шоу.

— Сегодняшние студенты МГАВМиБ имени Скрябина — какие они?
— Сегодняшние студенты мне очень нравятся. Я смотрю на них с любовью. Я рада видеть, как меняются к лучшему взрослые уже дети. Мы стараемся помочь им найти свой путь, смысл в жизни. В целом это молодое поколение, которое познаёт мир, они любопытные, иногда с категоричными суждениями, иногда максималисты, они очень разные. Но сегодняшние студенты мне нравятся не меньше, чем студенты 30 лет назад. Наши студенты достойны самого лучшего, и у них сегодня есть практически всё, чтобы стать настоящими профессионалами своего дела.

— Какой вы видите академию будущего?
— Мне бы хотелось, чтобы максимальное количество рабочего времени преподавателя отводилось обучению профессии. Хотелось бы, чтобы в вузах учили, наукой занимались в НИИ, а общественная работа не занимала бы половину рабочего времени преподавателя, и тогда каждый из нас, работающий в каждом из этих важнейших направлений, принесёт максимальную пользу общему делу.

— Спасибо вам огромное, дорогая Ирина Сергеевна, за время, которое вы уделили нам! Желаем вам крепкого здоровья и процветания нашему общему большому делу — сохранению основ знаний и прогрессивному развитию образования.

СВМ № 1/2025

Читайте также

В практике часто встречаются случаи хронического энтерита у кошек, не поддающегося стандартной терапии. Какие инфекционные агенты следует учитывать в дифференциальной диагностике и какие методы лабораторной диагностики наиболее информативны для их выявления?

При исследовании биоптата печени собаки с подозрением на хронический гепатит были выявлены умеренная лимфоплазмоцитарная инфильтрация и фиброз. Однако показатели печёночных ферментов в биохимическом анализе крови находятся в пределах нормы. Насколько информативны гистологические изменения при отсутствии биохимических отклонений, и следует ли в таких случаях ориентироваться преимущественно на результаты гистологии при постановке диагноза?

У кошки с хронической диареей и потерей массы тела результаты копрологического исследования не выявили паразитов, а бактериологический посев кала не показал роста патогенной флоры. Однако при проведении ПЦР-диагностики в кале обнаружена ДНК Tritrichomonas foetus. Насколько специфичен этот метод для диагностики тритрихомониаза у кошек, и может ли обнаружение ДНК паразита без визуального подтверждения служить основанием для начала специфической терапии?

При обследовании собаки с подозрением на болезнь Лайма результаты серологического теста (ИФА) показали высокий уровень антител к Borrelia burgdorferi. Однако ПЦР-анализ крови на наличие ДНК возбудителя дал отрицательный результат. Как интерпретировать такие результаты, и следует ли учитывать серологические данные при принятии решения о начале антибактериальной терапии?

Мы знаем, что для вас важно получать актуальную информацию в удобном для вас виде и формате. Не забудьте подписаться на удобные для вас каналы Zooinform.ru

Разработка и продвижение сайтов webseed.ru