Главная » Новости зообизнеса » В России продолжается массовое закрытие небольших магазинов «у дома»

В России продолжается массовое закрытие небольших магазинов «у дома»

Маленькие торговые точки, принадлежащие индивидуальным предпринимателям, все чаще закрываются, не выдерживая конкуренции с гигантами онлайн-торговли, такими как Ozon и Wildberries. Эти маркетплейсы, открывая свои пункты выдачи по соседству, фактически дублируют ассортимент местных торговцев, но предлагают покупателям несравнимо больший выбор и более выгодные цены. 

Типичный пример — магазины типа «1000 мелочей», где раньше можно было купить садовые принадлежности, вазоны или предметы интерьера. Теперь все эти товары легко заказываются в интернете с доставкой на дом. И потребителям не надо тратить время на поход в магазин, где выбор ограничен, а нужного цвета или модели может не оказаться в наличии и цены часто выше. Потребители массово переходят на онлайн-покупки всего — от бытовой химии до кормов для животных, от обуви до туристического снаряжения. 

Зообизнес: онлайн против офлайна 

Особенно ярко эта тенденция проявляется в сегменте зоотоваров. По данным аналитиков, доля онлайн-продаж кормов и аксессуаров для животных за последний год выросла на 2,6 процентных пункта, достигнув 22% от общего рынка. В январе 2025 года рост онлайн-продаж в этом сегменте составил 18%, тогда как офлайн-зоомагазины показали увеличение лишь на 8%. 

Спрос особенно сместился в сторону маркетплейсов в категориях: 

Почему маркетплейсы побеждают? 

Аналитики выделяют несколько ключевых факторов: 

1. Более широкий ассортимент (в обычных зоомагазинах в среднем 78 SKU лакомств против практически неограниченного выбора онлайн); 

2. Конкурентные цены (средние цены в онлайн-канале снизились на 2%, тогда как в офлайне выросли на 10,8%); 

3. Удобство доставки (пункты выдачи часто расположены в шаговой доступности). 

Традиционные зоомагазины пытаются удержать клиентов за счёт экспертных консультаций, уникального ассортимента (например, товаров для экзотических животных) и дополнительных услуг (груминг, ветеринарные кабинеты). Однако динамика роста онлайн-продаж хоть и замедляется (26,7% в 2025-м против 33,8% годом ранее), всё равно остаётся высокой. 

Общий тренд: рынок уходит в онлайн 

Статистика подтверждает масштаб изменений: в 2024 году оборот маркетплейсов в России вырос на 37%, достигнув ₽11 трлн. Эксперты прогнозируют дальнейший рост популярности онлайн-торговли, особенно с развитием технологий на основе искусственного интеллекта. Например, продажи смартфонов через маркетплейсы увеличились на 25%, а кормов для животных — сразу на 40%. 

Местные предприниматели бьют тревогу — они не могут конкурировать с онлайн-гигантами. Покупатели голосуют рублём за больший выбор и низкие цены. Однако эта ситуация имеет и обратную сторону: налоги от деятельности маркетплейсов часто не остаются в местных бюджетах, в отличие от налогов малого бизнеса. Закрытие небольших магазинов приводит к сокращению рабочих мест и оттоку предпринимателей из провинции, что только усугубляет экономические проблемы регионов. 

Источник: infokam.su и «Зооинформ»

Мы знаем, что для вас важно получать актуальную информацию в удобном для вас виде и формате. Не забудьте подписаться на удобные для вас каналы Zooinform.ru

Разработка и продвижение сайтов webseed.ru