RNC Pharma проанализировала продажи ветпрепаратов в России за июнь и первые два квартала 2023 года. По данным экспертов, суммарный объём продаж лекарств для животных на российском розничном рынке по итогам I и II кварталов 2023 года достиг 16,9 млрд рублей (в розничных ценах, включая НДС). Это на 20,7% больше, чем за аналогичный период 2022 года. Динамика обеспечена в основном активностью работы поставщиков в рамках онлайн-канала. В этом сегменте рост продаж составил 78%, а общий объём продукции, реализованный в e-com-секторе, достиг 3,1 млрд рублей. Сейчас на онлайн-торговлю, в том числе маркетплейсы и интернет-зоомагазины, приходится 18,5% рынка, хотя год назад этот показатель фиксировался на уровне 12,5%.
Офлайн-канал тоже демонстрирует уверенный рост: относительно I и II кварталов 2022 года продажи в ветеринарных аптеках и зоомагазинах выросли на 12,5% в рублёвом выражении, а общий объём исчислялся суммой 13,8 млрд рублей.
Общий натуральный объём продаж ветпрепаратов по итогам I и II кварталов 2023 года составил 102,7 млн минимальных единиц дозирования (МЕД). Долгосрочная динамика составила 10,4%. Общий рост продаж почти полностью был обеспечен ростом онлайн-продаж: за год активность потребителей выросла в 2,2 раза. С начала 2023 года через интернет было реализовано 16,2 млн МЕД. Офлайн-продажи выросли всего на 1,1%, но всё-таки здесь реализуется 84,2% всех ветпрепаратов, хотя за минувший год эта доля сократилась на 7,7%.
В текущем году на розничном рынке лекарств для животных фиксируется рекордная инфляция: индекс цен, рассчитанный по формуле Ласпейреса, составил относительно I и II кварталов 2022 года 28,7%. При этом иностранные препараты выросли в цене в среднем на 35,6%, а отечественные всего на 15,3%. Рост цен на зарубежные препараты, а также проблемы с их физической доступностью серьёзно подстегнули активность российских поставщиков, которые сделали ставку как на продвижение существующего портфеля, так и на импортозамещение. Ассортимент отечественных компаний за год существенно расширился: общее количество торговых марок, представленных в рознице, за год выросло до 769 (на 35 наименований больше, чем в I и II кварталах 2022 года), а число SKU расширилось до 3006 (на 111 штук). В итоге суммарная рыночная доля российских производителей в денежном выражении выросла за год на 3,3%, по итогам I и II кварталов 2023 года она составляла 37,1%.
Из числа крупнейших российских компаний (в рамках топ-20 с точки зрения денежного объёма продаж) максимальную динамику продемонстрировал «Ветбиохим» (+68% в рублях), рост в основном обеспечивали вакцины для домашних животных, в частности, ветпрепараты «Мультикан», «Мультифел», «Астерион» и др. Второй результат зафиксирован по компании «Агробиопром» (+49%), с ушными каплями «Отидез» и линейкой инсектоакарицидных препаратов «Бинакар». При этом в топ-20 двузначные темпы увеличения показали сразу 14 компаний. Падение продаж продемонстрировал только один производитель.
Среди крупных иностранных компаний максимальную динамику также показал поставщик средств вакцинопрофилактики: чешская компания «Биовета» за год нарастила продажи в 12,5 раза, рост обеспечили препараты «Биокан» и «Биофел». Второй результат у испанской «Лабораториос Каризоо» (в 6,9 раза), здесь прирост был обеспечен препаратом для лечения недержания мочи у собак «Уристоп».
Источник: RNC Pharma
Читать по теме:
Регистрация ветпрепаратов в РСХН: российских лекарств в четыре раза больше, чем импортных