Компания Ipsos в январе 2025 года опросила 1119 взрослых респондентов в США и узнала, как поменялось их отношение к домашним животным, сравнив с результатами опроса в декабре 2018 года, и как развитие отношения к домашним питомцам влияет на зооиндустрию. В исследовании What The Future Pets — специалисты из Mars Pet Nutrition, Zoetis, Hill’s Pet Nutrition, Personifi AI и Университета штата Айдахо в Бойсе делятся прогнозами и опытом: как меняется связь с животными — и как должен меняться зообизнес.
Текст: Александр Колчин, по исследованию Ipsos
Мир изменился. И домашние животные тоже
Роль домашних животных в жизни человека меняется. Раньше собаки жили в будках, потом переселились на кухню, а сегодня спят в одной кровати с хозяевами, или владельцы отдыхают с любимцами на их лежанках. Такая эволюция отношения к питомцам способствует развитию целой отрасли экономики, которая в США, по данным Американской ассоциации производителей товаров для животных, оценивается в $150 млрд.
Будущее зооиндустрии, утверждает Ipsos, зависит от демографической ситуации. В 2025 года у восьми из десяти молодых семей в США (возраст 18–34 года) есть питомец, это на 10% больше, чем в 2018 году. Причины роста численности домашних животных связаны с тем, что американцы позже женятся и заводят детей, а некоторые вовсе отказываются от идеи появления ребёнка в семье*.
Согласно исследованию Ipsos, 70% людей считают, что забота о питомце — это не менее ответственная задача, чем воспитание ребёнка. Причём так думают даже те, у кого уже есть дети.
В опросе, проведённом в августе 2024 года среди 694 взрослых жителей США — Ipsos Consumer Tracker, 93% говорят, что относятся к своим домашним животным как к членам семьи. Среди людей старше 55 лет — таких 97%, среди молодёжи — 91%. Глобальное исследование владельцев домашних животных Mars, проведённое Ipsos среди 490 владельцев собак и 496 владельцев кошек в 2024 году, утверждает, что 37% владельцев собак и 36% хозяев кошек согласны с тем, что их питомец — самое важное в их жизни. При этом среди зумеров и миллениалов так считают от 40% до 45% хозяев животных-компаньонов.

Лиза Кэмпбелл,
старший вице-президент по корпоративным вопросам Mars Pet Nutrition North America
Питомцы становятся полноправными членами семьи, и это меняет всё: от продуктов питания до условий содержания. Современные кормовые решения должны не только покрывать потребности животных, но и соответствовать образу жизни и предпочтениям владельцев. Этот сдвиг делает ответственное владение питомцем более доступным и устойчивым в будущем.
По данным Mars Pet Nutrition North America, до 80% питомцев американские семьи берут из приютов, через волонтёрские проекты и у друзей. В будущем тенденция усыновления животных через эти каналы будет нарастать.
Только 8% опрошенных в 2025 году заявили, что не хотят иметь питомца.
72% владельцев сообщили, что перевозка животных — важная часть планирования их путешествий. Каждый второй участник опроса хотя бы раз брал отгул на работе, чтобы ухаживать за своим любимцем.
Также 72% респондентов готовы платить любые деньги за лучшее лечение для домашнего животного, если оно заболеет. Более того, 59% владельцев собак скорее купят премиальный корм для питомца, чем дорогие продукты питания для себя. Это данные опроса Ipsos, проведённого в январе 2025 года среди 725 взрослых владельцев животных в США.

Собаки и кошки – самые популярные питомцы

Наибольший рост популярности питомцев в США наблюдается среди людей в возрасте от 18 до 34 лет. Доля владельцев собак в этой возрастной группе увеличилась с 52% в 2018 году до 61% в 2025 году. В возрастной группе 35–54 лет данный показатель вырос с 48% до 57%, а в группе старше 55 лет — сократился с 41% до 34%.
Кошки остаются популярными домашними животными, хотя в этой категории изменения менее выражены. В возрастной группе 18–34 лет доля владельцев кошек выросла с 34% в 2018 году до 41% в 2025 году, в группе 35–54 лет — с 28% до 34%, а среди старшего поколения уменьшилась с 30% до 24%.
Другие виды питомцев, такие как рыбы и амфибии, мелкие млекопитающие, птицы, рептилии и прочие, также живут в американских семьях, хотя их доля значительно меньше и они теряют популярность как минимум у молодого населения. Например, в 2025 году среди возрастной категории от 18 до 34 лет рыбы и амфибии были у 6% (их число снизилось с 2018 года на 4 п.п.), мелкие млекопитающие у 1% (–4 п.п.), другие животные у 5% (+1 п.п.). Среди людей 55+ данные показатели ещё ниже — 6%, 1% и 3% соответственно, и по сравнению с 2018 годом практически нет изменений.
Питомец / Год | 2018 | 2018 (18–34) | 2018 (35–54) | 2025 | 2025 (18–34) | 2025 (35–54) |
Собака | 52% | 48% | 41% | 61% | 57% | 34% |
Кошка | 34% | 28% | 30% | 41% | 34% | 24% |
Рыбы / амфибии | 10% | 7% | 4% | 6% | 8% | 6% |
Другие млекопитающие | 5% | 4% | 1% | 1% | 2% | 1% |
Другое | 4% | 3% | 3% | 5% | 4% | 3% |
Нет домашних животных | 31% | 32% | 42% | 21% | 27% | 46% |
Источник: Опрос Ipsos, проведённый 10–13 января 2025 года среди 1119 взрослых жителей США, а также 13–14 декабря 2018 года среди 1003 взрослых жителей США.
О домашних питомцах в России читайте в материале про исследование Центра изучения питания и благополучия животных и аналитической компании Ipsos «Всероссийская перепись домашних животных – 2023».
Не всё так пушисто

Скорее всего, в будущем появится больше пространств и для владельцев питомцев, и для тех, кто не хочет контактировать с животными.
Доступность ветеринарии влияет на здоровье… людей
47% американцев считают, что в будущем доступность для владельцев медицинского обслуживания домашних животных — ухудшится.
Значительные финансовые расходы на питомцев вынуждают американских владельцев искать различные способы управления затратами. Например, среди хозяев с доходами менее $50 тысяч в год 32% были вынуждены отложить или вовсе отказаться от посещения ветврача из-за высокой стоимости медицинских услуг. В этой же группе 21% активно ищут способы снижения расходов на здоровье питомца, а 16% даже брали кредит для покрытия подобных трат.
21% владельцев с доходами от $50 до $100 тысяч смогли заранее накопить средства для ветеринарных расходов на питомцев. Однако и в этой группе 25% респондентов были вынуждены откладывать или пропускать визиты в ветеринарную клинику из-за их стоимости.Владельцы с доходами свыше $100 тысяч также сталкиваются с проблемой высоких расходов на питомцев: 44% из них имеют достаточные накопления для покрытия медицинских расходов. Однако даже среди этой группы 15% признали, что иногда откладывают визиты к ветеринару из-за стоимости услуг.
Как стоимость ухода за питомцами влияет на финансовые решения и решения об их содержании (% от общего числа)
Влияние затрат на ветеринарное обслуживание | Доход до $50 тыс. | Доход $50–$100 тыс. | Доход более $100 тыс. |
Есть сбережения для покрытия ожидаемых медицинских расходов на питомца | 15% | 33% | 44% |
Откладывали или отказывались от визита к ветеринару из-за высокой стоимости | 32% | 25% | 15% |
Активно ищут способы сократить расходы на ветеринарное обслуживание питомца | 21% | 22% | 20% |
Есть страховка здоровья питомца | 10% | 17% | 19% |
Влезли в долги, чтобы оплатить ветеринарное обслуживание | 16% | 15% | 10% |
Другое / ничего из этого | 26% | 21% | 16% |
Источник: Опрос Ipsos, проведённый 10–13 января 2025 года среди 725 взрослых жителей США, у которых есть домашние животные.

Джейми Браннан,
коммерческий директор компании Zoetis
Люди стали гораздо лучше разбираться в вопросах собственного здоровья. А поскольку связь между человеком и питомцем становится всё глубже, это знание начинает распространяться и на животных. Мы заботимся о них лучше, но это ведёт не только к повышению качества их жизни, но и к росту затрат.
Конечно, людям не приходится беспокоиться о том, что на них «нападут» блохи или клещи, как на кошек и собак. Но когда мы говорим о профилактике и уходе за питомцами, это помогает нам задуматься и о собственном здоровье — и именно поэтому просветительская работа в этой сфере так важна.
Чем дольше сегодня живут питомцы, тем больше у них выявляется хронических заболеваний. А значит, как считают специалисты, нужен не просто базовый уход, а система, куда входит профилактика (например, индивидуальные схемы питания и вакцинации), новые подходы к диагностике, включая использование искусственного интеллекта (ИИ), геномные решения для здоровья, основанные на ДНК конкретного животного.
По словам Джейми Браннана, в США страховку на покрытие ветеринарных услуг оформляет менее чем 5% владельцев животных, в Великобритании — 30%, в странах Северной Европы — около 50%.
Гуманизация меняет отношение к питанию животных

По мере того, как владельцы начинают лучше понимать взаимосвязь между питанием и здоровьем, это знание переносится и на домашних животных. В США 91% хозяев питомцев в возрасте 18–34 лет считают важным покупать корма и лакомства, которые способствуют укреплению здоровья — например, улучшающие пищеварение или состояние суставов. Такие данные следуют из опроса Ipsos, проведённого в январе 2025 года среди 725 взрослых американцев, которые утверждают, что у них есть домашнее животное.
Ивонн Хсу, президент и генеральный директор Hill’s Pet Nutrition в США, считает, что многие хотят кормить питомцев едой, похожей на «человеческую». Но если корм для животных не нравится людям, то это не значит, что он не полезен и не нравится питомцам.
75% владельцев домашних животных так или иначе модифицируют корм: добавляют воду, добавки или вовсе меняют рацион. Это связано с ощущением, что ты лучший родитель для питомца, даже если рядом тебя нет.

ИИ меняет понимание заботы о питомцах

76% американцев 18–34 лет заинтересованы в технологиях, которые помогут понять мысли и чувства их питомцев.
Что, если бы животное могло «разговаривать» с владельцем? Технология Shazam Band делает это почти возможным: она считывает данные с датчиков, встроенных в ошейник, анализирует движения, физиологические параметры и окружение животного. Если, скажем, собаку оставили в машине в жару — система среагирует. Если питомец грустит — голосом актёра «скажет» владельцу об этом, напомнит, что пора покормить животное, и даже пошутит.
Разработчики обучили нейросети различать опасности: например, звук гремучей змеи, и предупреждать об этом хозяина. Система может распознать шум дороги, чтобы владелец мог понять, что питомец сбился с маршрута, и дать команду вернуться. Если хозяин не дома, а питомец в стрессе (например, боится грозы) — владелец получит уведомление.
Джон МакХейл, CEO компании Personifi AI, рассказал, что Shazam Band — это сочетание науки о животных, машинного обучения, ChatGPT и Голливуда. Проект представляет ценные данные для ветфармы и брендов: система может рассказать, как питомец реагирует на среду, продукты, действия владельца.
Умные ошейники — один из ответов на эпидемию одиночества. Питомцы становятся не просто друзьями, а полноценными спутниками жизни, особенно для пожилых людей. Это выводит отношения с ними на новый уровень.
«Повышение статуса» питомцев для общества и бизнеса
Согласно исследованию Ipsos, в США 31% молодых людей в возрасте 18–34 лет имеют питомцев, но не детей, тогда как среди респондентов старше 55 лет таких всего 7%. Почему молодёжь чаще выбирает домашних животных, а не родительство? У кого-то личные причины — детские травмы, кто-то думает об экологии и перенаселении. А для многих это путь к профессиональной и личной реализации, не менее значимый, чем традиционное родительство.
Шелли Волше, эксперт по антропологии и благополучию животных Университета штата Айдахо в Бойсе, заявила, что питомец — это вложение времени, эмоций и ресурсов. Это и есть родительство, только другого формата.

В будущем количество животных в семьях будет снижаться — в пользу качества жизни питомцев. В городах вырастет спрос на маленьких животных, в моду вернутся «карманные» питомцы, особенно в семьях с детьми.
«Главное напряжение будет между теми, кто принимает питомцев как часть общества, и теми, кто — нет», — уверена Волше.
Будет ли собака допущена в кафе? Сможет ли владелец полететь с ней в отпуск? Эти вопросы становятся культурными — и маркетинговыми. Всё больше брендов делают акцент на pet-friendly подходе. А бизнес — уже подстраивается: вводятся отпуска по утрате питомца или по «усыновлению» нового, в авиакомпаниях разрешают провозить животных на креслах рядом с владельцем.
Материалы по развитию pet-friendly подхода в России читайте здесь:
Производители всё больше ориентируются на индивидуальные потребности животных — и желания их владельцев. Уже на повестке дня серьёзные изменения, чтобы питомцев можно было воспринимать почти как людей. И общественная дискуссия в этом плане только начинается.
Психическое здоровье и благополучие питомца в фокусе

Сейчас связь между человеком и животным всё чаще выражается в расходах: на уход, премиальные товары и специализированные услуги. Но потребности человека и животного всё же различны — чаще всего питомцы выполняют эмоциональную функцию.
На следующем этапе технологии для питомцев будут всё умнее. Они позволят лучше понимать потребности питомцев и создавать индивидуальный уход. Пространства и сервисы будут всё больше адаптированы к животным, становясь частью повседневной жизни. В центре внимания сегодня не просто комфорт, а психическое здоровье и благополучие питомца. Этот тренд был хорошо заметен на выставке Zoomark 2025 года.
В будущем предстоит трансформация питомцев из компаньонов в равных человеку партнёров. В некоторых обществах домашние животные смогут получить почти «человеческий» статус. Это приведёт к изменениям в правовых и этических нормах. Развитие технологий может открыть возможности межвидового общения. Такая интеграция поднимет непростые вопросы — о правах животных и о том, кого люди вообще считают семьёй.
* В России, по данным Росстата, наблюдаются аналогичные процессы, уже около 44% домохозяйств состоят из одного человека, а возраст вступления в брак у мужчин и женщин увеличился и составляет 25–34 года.