Поиск

Продвижение личного бренда: советы и план

продвижение личного бренда

Татьяна Руппель, Александр Колчин

Продвижение личного бренда владельца бизнеса укрепит репутацию компании, повысит лояльность клиентов и уровень продаж. Рассказываем, как использовать харизму руководителя в деловых целях.

Личный бренд и бизнес

В 2019 году международное PR-агентство Weber Shandwick представило результаты исследования, согласно которому 87% респондентов ответили, что бренд руководителя помогает привлекать клиентов и партнёров.

Артём Ступак, тренер бизнес-школы Финансового университета при Правительстве РФ, солидарен с международными экспертами. Покупают у людей, которым симпатизируют и доверяют. Руководителю компании полезно развивать личный бренд, поскольку это обеспечивает:

  • повышение лояльности потенциальных и текущих клиентов за счёт открытости первого лица;
  • персонификацию компании и продукта — дополнительный триггер узнаваемости компании;
  • дополнительные каналы продаж. Везде, где руководитель высказывает своё мнение, происходит «соприкосновение» потенциального клиента с продуктом компании.

Среди бизнесменов, чей личный бренд связан с успехом компании, можно назвать Стива Джобса и Илона Маска, Ричарда Брэнсона и Джеффа Безоса. В России — это Олег Тиньков, Евгений Чичваркин, Фёдор Овчинников.

В зооиндустрии владельцев бизнеса, которые используют продвижение личного бренда для влияния на репутацию компании, немного. Но они есть. Например, Торстен Толлер, владелец компании Fressnapf — знаковая фигура на зоорынке. В России и ближнем зарубежье известны лидеры компаний COLLAR — Юрий Синица, «Валта» — Ирина Головченко, «Супрэмо» — Султан Мавлоназаров, «Милорд» — Денис Васильев, «Зооинформ» — Татьяна Катасонова.

«Зачем строить собственный бренд, уже всем понятно, — говорит Татьяна Катасонова, главный редактор журнала “Зообизнес в России”. — Преимущества от его наличия очевидны. Но КАК это делать? Чем заинтересовать, как мотивировать, чтобы читали и слушали, с нетерпением ждали личных высказываний и оценок? Это абсолютно творческий процесс. Однако есть технологии, которые позволяют научиться направлять усилия эффективно».

По результатам исследования Weber Shandwick, 77% респондентов заявили, что присутствие во главе компании собственника с сильным личным брендом снимает проблемы поиска персонала — специалисты с высоким потенциалом сами стремятся устроиться в команду. Более того, в 70% случаев этот же факт мотивирует сотрудников оставаться в компании в кризисные времена.

продвижение личного бренда

С чего начать продвижение личного бренда?

Прежде чем руководителю начинать продвижение личного бренда, надо определить цели, которые преследует компания. «Если вы пришли в сферу бизнеса всерьёз и надолго, то, укрепив личный бренд, сможете создать фундаментальную компанию, — говорит Артём Ступак. — Определите свою целевую аудиторию. На бизнес (потенциальных партнёров) работают одни информационные площадки, на конечного потребителя — другие. Полезно пробовать разные ресурсы и изучать результат — ведь любители домашних животных могут быть и среди читателей деловых изданий, и среди поклонников TikTok».

Главное правило продвижения личного бренда — системность. Общаться с потребителем нужно регулярно. В этом случае любопытство аудитории сменится интересом и ожиданием новой информации. Оптимальная частота публикаций в отраслевых ресурсах — один-два раза в месяц. В соцсетях эксперты рекомендуют публиковать от одного до нескольких постов в день.

Хороший вариант развития репутации эксперта — интервью в отраслевых журналах, участие в подкастах и телепрограммах, знаковых мероприятиях.

В последнем случае можно выйти за рамки обычного участия в мероприятии и выступить спикером в деловой программе. На Саммите зообизнеса России одними из самых интересных были выступления владельцев бизнеса с практическими кейсами. Например, Юрия Синицы, компания COLLAR (в 2018, 2021 годах), Ирины Головченко, компания «Валта» (в 2020 году), Аскара Камышева, сеть «Хэппилай» (в 2021 году), Виталия Вязникова, компания «Неотерика» (в 2021 году).

Как разработать стратегию продвижения личного бренда?

По мнению Артёма Ступака, продвижение личного бренда включает в себя три этапа.

  1. УПАКОВКА БРЕНДА. В самом начале выбирают, какой образ руководителя транслировать аудитории: «Свой парень»? «Большой босс»? «Профи»? Чтобы правильно транслировать бренд, руководителю потребуется развитый эмоциональный интеллект, ораторское мастерство, стрессоустойчивость и уверенность в себе. Востребованным будет умение импровизировать, адекватно реагировать на провокационные вопросы, не бояться камеры и большой аудитории.

Многие бизнес-школы и тренеры готовы обучить руководителей необходимым навыкам.

  1. КОНТЕНТ-ПЛАН. Важно определить, какие ценности руководитель будет нести «в эфир». Артём Ступак рекомендует владельцам зообизнеса составлять контент-план, включающий три части:

Экспертный контент. Рассказ о задачах, стоящих перед компанией. Для аудитории это будет сигнальным маячком — компания востребована, она лидирует.

В социальных сетях подписчики с удовольствием читают посты и сторис не только о деятельности руководителя. Например, новости с бизнес-тура на производство кормов или живые сторис, когда владелец бизнеса выступает на отраслевом мероприятии — отличные информационные поводы для продвижения личного бренда руководителя.

развитие личного бренда

Медийный контент. Важно зарекомендовать себя как эксперта, который может дать комментарий в СМИ по определённым темам. Хорошо в этом случае работает резюме, отправленное в медиа-компании с предложением о сотрудничестве. В соцсетях руководитель может публиковать статьи-инсайты, рекомендации, советы на общественно значимые темы. К примеру, рассказ о «зелёных» технологиях упаковки товаров для животных не останется незаметным для аудитории, чувствительной к проблемам экологии. Хорошо «заходят» темы управления бизнесом.

Во время пандемии на сайте zooinform.ru была задумана серия интервью с владельцами бизнеса о том, как компании переживают сложное время. Статистика прочтений показала, что наибольшее внимание аудитории досталось тем материалам, где владельцы представали экспертами в преодолении сложных ситуаций в бизнесе, давали полезные советы и рассматривали конкретные кейсы.

Развлекательный контент. «Постить котиков» руководителю зообизнеса можно и нужно! «Мимишные» фото и видео с выставок кошек или собак, где компания выступает спонсором — инфоповод для формирования положительной репутации.

Многие компании сегодня имеют «специалистов по счастью» — корпоративных любимцев. Рассказ о жизни питомцев от лица владельца компании, репортажи из pet-friendly офисов сорвут лайки и повысят уровень доверия к компании.

Если руководитель бизнеса заядлый пловец или покоритель горных вершин, то восхождение на гору можно превратить в напряжённый сериал, за которым будут следить ваши подписчики. А если в завершение водрузить на вершине горы флаг с брендом компании, то авторитет и компании, и руководителя возрастёт в разы. У многих руководителей есть хобби, которое способно при правильной трансляции служить интересам компании.

Научиться создавать такой контент несложно. Существуют онлайн-курсы и учебники по ведению личных аккаунтов в соцсетях.

  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БРЕНДА. Этот этап часто упускают из вида. Между тем, он помогает оценить, попадает ли руководитель в целевую аудиторию или ему следует скорректировать стратегию продвижения личного бренда. Если владелец бизнеса участвует в офлайн-мероприятии, то следует запросить у организаторов результаты опроса аудитории, чтобы понять, насколько актуальным было выступление. Комментарии, количество репостов, лайков помогут проанализировать онлайн-контент.

Бренд руководителя и бренд компании — сообщающиеся сосуды. Поэтому к каждому заявлению руководитель должен подходить взвешенно. Нужно строить позитивный образ в сознании людей и воздерживаться от обсуждения конфликтных тем — таких как религия, политика или национальные вопросы. Ведь, как объясняет Артём Ступак, «сильный личный бренд руководителя строится годами, а разрушается всего одним неудачным постом в социальной сети».

Султан Мавлоназаров, генеральный директор ООО «Супрэмо»

Руководитель бизнеса, увлечённый развитием компании, в любом случае выстраивает личный бренд на основе собственных ценностей. Например, принципы работы «Супрэмо» основаны на моих личных убеждениях, что для успеха дела необходимы лидерство, профессионализм, уважение, доверие, честное партнёрство, сплочённость команды и ответственность. Несомненно, личный бренд руководителя способен влиять на успех во внешних коммуникациях с партнёрами, особенно в зообизнесе. Но что ещё более важно для построения долгосрочных доверительных отношений, так это то, как личность руководителя отражается в ежедневной кропотливой работе сотрудников компании. Эти два компонента вместе делают компанию практически непобедимой.