Поиск
Тенденции в интернет-торговле изучили эксперты РБК
Тенденции в интернет-торговле изучили эксперты РБК

Аналитики изучили тенденции интернет-торговли в России

По данным аналитиков из «РБК Исследования рынков», прошлый год был успешным для интернет-торговли в РФ. Оборот вырос с 2920 млрд рублей до 4059 млрд – на 39%. Всего за два года с начала пандемии COVID-19 объём рынка увеличился более чем в 2 раза. Основными драйверами роста оставались приток новой аудитории, усиление лояльности покупателей к онлайн-каналу, а также развитие игроков на региональных рынках.

Тем не менее в 2022 году российскому e-commerce и стране в целом пришлось столкнуться с новыми вызовами в виде колоссального санкционного давления, уходом иностранных компаний и исчезновением их продукции с рынка, проблемами с импортом, инфляцией, падением доходов населения и многим другим. В новых реалиях игрокам пришлось пересматривать свои краткосрочные и долгосрочные планы.

Среди наиболее явных вновь наметившихся тенденций – сворачивание инвестиций и сокращение расходов. В частности, в OZON главным фокусом компании на 2022 год назвали рост эффективности операционных процессов и безубыточность, в «Яндексе» на время приостановили некоторые инвестиции в новые и экспериментальные сервисы, «Самокат» прекратил работу в 15 городах с низкой эффективностью, а «М.Видео – Эльдорадо» запланировал освободить около 100 тысяч кв. м складов.

Кроме того, заметно падение трансграничного сегмента интернет-торговли. В последние годы интерес россиян к покупкам в зарубежных интернет-магазинах снижался. Это было связано с повышением порога беспошлинного ввоза и логистическими трудностями в период пандемии. В 2019 году о приобретении товаров в зарубежных онлайн-магазинах в течение года сообщали 88% покупателей. В 2020 году эта цифра снизилась до 67%, а в 2021 году вновь приподнялась – до 76%.

В 2022 году ситуация усугубилась: многие иностранные онлайн-ретейлеры прекратили свою работу в России, а отключение российских карт от Visa и Mastercard отрезало возможность приобретать товары на зарубежных сайтах. По оценкам Минэкономразвития, в апреле объём трансграничной электронной торговли сократился на 30–35%.

Однако, несмотря на трудности, потребительский спрос в e-commerce сохраняется. Согласно оценкам АКИТ, по итогам пяти месяцев этого года электронные продажи внутри РФ выросли на 52%. Столь значительный прирост частично объясняется ажиотажным спросом в начале весны, а также инфляцией, которая резко ускорилась после 24 февраля. Помимо этого, ряд крупных игроков сумел быстро наладить параллельный импорт, после того как законодатели сделали это законным.

В целом, несмотря на начало нового кризиса, российский рынок интернет-торговли остаётся очень перспективным.

Источник: Оборот. ру

Читайте по теме:

E-commerce: продажи onlife

Покупатели интернетмагазинов

Онлайнпокупка товаров повседневного спроса вошла у россиян в привычку