Аналитики компании NielsenIQ опубликовали отчёт «Обзор FMCG-рынка: итоги первого полугодия 2023», в котором рассказали, как развивается рынок товаров повседневного спроса и какие тренды возникают в индустрии.
В докладе говорится, что по результатам первых шести месяцев 2023 года FMCG-индустрия стабилизировалась, а постепенное оживление покупательских настроений становится всё более заметным. Динамика продаж на омниканальном FMCG-рынке ярко демонстрирует этот тренд: в июне рост отрасли составил 8,5%, что было полностью обусловлено вкладом реального спроса (10,1%) на фоне дефляции (–1,6%).
К середине 2023 года темпы продаж почти во всех каналах современной розницы ускорились. Особенно это заметно в минимаркетах — единственном офлайн-канале, который развивается двузначными темпами как в денежном, так и в натуральном выражении.
Однако основной вклад в рост рынка вносит другой формат магазинов — дискаунтеры. Несмотря на то что темпы их продаж уступают минимаркетам и онлайн-торговле, именно они становятся ключевым каналом для индустрии: из 6,1% роста всего омниканального рынка сразу 5,1 п.п. обеспечено положительным вкладом таких магазинов. Это происходит за счёт высокой доли дискаунтеров в структуре продаж всех FMCG — в денежном выражении она составляет более 55%.
В июне звание самого быстрорастущего канала вернулось к онлайн-рынку. В интернет-магазинах и на маркетплейсах продажи товаров повседневного спроса за шесть месяцев выросли на 24%. И если разложить эту цифру на компоненты, то вклад реального спроса составил 27,1%, а оставшиеся –3,1% обусловлены дефляцией.
Восстановление спроса на омниканальном рынке активнее всего происходит в продуктовой группе: холодных напитках, кондитерских изделиях, снеках и ряде других. Среди продовольственных товаров эти категории стали одними из самых быстрорастущих в денежном выражении. А с точки зрения вклада в рост омниканального рынка особенно отличились энергетические напитки и сырое мясо — именно они стали ключевыми драйверами в первом полугодии 2023 года.
В непродовольственных категориях наблюдается похожий тренд: эта группа товаров постепенно восстанавливается за счёт роста спроса при одновременной дефляции. Самый высокий вклад в развитие группы внесли такие категории, как средства личной гигиены, уход за телом и уход за волосами. И несмотря на то что с точки зрения натуральных продаж индустрия всё ещё находится в отрицательной зоне, во II квартале темпы её развития на омниканальном рынке начали ускоряться.
По данным экспертов, в общей структуре продаж в деньгах зоотовары занимают 4,5%. Относительно первого полугодия 2022 года продажи зоотоваров выросли на 21,5% в деньгах и на 9,2% в упаковках. Доля онлайн-продаж товаров для домашних питомцев в январе-июне 2022 года составляла 22,1%, а в первые полгода 2023 – 22,7%.
Источник: NielsenIQ
Читать по теме:
Доля онлайн-продаж в регионах увеличивается
Россия остаётся мировым лидером по развитию онлайн-рынка FMCG
Продолжается рост числа российских брендов, выяснил NielsenIQ